GEO / ENG       12+

Мамука Арешидзе: Власти Грузии боятся Бидзину Иванишвили

О респонденте

 Что означает приход в грузинскую политику бизнесмена Бидзины Иванишвили? Почему его громкое заявление совпало с визитом президента Франции Николя Саркози? Кто стоит за Иванишвили - Россия, Америка или Европа, и что может ожидать Грузия от появления столь весомой фигуры на политической арене?

Своим мнением относительно приход бизнесмена в политику с агентством «GHN» поделился эксперт по вопросам Кавказа Мамука Арешидзе.

- В беседе с «Рейтер» Бидзина Иванишвили заявил, что «возможно достижение совпадения интересов с Россией, в том случае, если будут предприняты верные шаги». Как вы думаете, что подразумевал Иванишвили под «верными шагами»?

- Я не знаю, что он подразумевал, но для меня давно не новость, что необходимо предпринять шаги с тем, чтобы защитить наши интересы и так же учитывать положение всего региона, и было бы очень хорошо, если бы мы шли в этом направлении. Но я действительно не могу сказать, что он подразумевал под балансом российских интересов. Для меня это подразумевает восстановление территориальной целостности страны, но чтобы был ликвидирован тот источник, который является основным для России на Кавказе.

- Как вы можете оценить два обращения, сделанных Иванишвили в адрес общества?

- Я считаю, это крайне разумным решением, в котором ощущается сила и за которым ощущается довольно серьезный ресурс. Это не только финансовый ресурс. Кроме финансового, это и ресурс с точки зрения связей, ресурс тех дел, которые он сделал. Под связями я подразумевают те мировые финансовые экономические круги, которые создают не только экономику, но и политику.

- Иванишвили пообещал прийти к власти, но путем парламентских выборов. Но, необходимо отметить, что ни одна из оппозиционных сил, пока не смогла одержать победу над властями ни путем выборов, ни путем акций протеста. Как это сможет сделать Иванишвили?

- Когда я хорошо проанализировал протекающие процессы, то сложилось впечатление, что приход Иванишвили в политику не был спонтанным. Совпадением не является и то, что его заявление совпало с визитом Саркози. Думаю, что он вел подготовку к этому, как минимум в течение года. Думаю, что он учел ошибку своего предшественника, и в определенной степени решил дела с международной точки зрения. Думаю, что Иванишвили учел те ошибки, которые были у Бадри, что обусловило то, что он стал жертвой и остался один с точки зрения международного содружества. Надо сказать, что появление Иванишвили получило позитивную оценку со стороны иностранных СМИ. Это указывает на то, что на Западе, его демарш для конкретных людей не стал неожиданностью.

- Но власти связывают его приход с российскими силами. Как вы думаете, есть ли возможность, что за решением Иванишвили стоит российский след и игра Кремля?

- Разговоры властей, что за всем этим стоят российские деньги и российская сила - контрпродуктивны. Когда Иванишвили пришел в политику, он попросил сотрудничество с прозападными партиям, в особенности Аласания, который в грузинской политике считается проамериканской силой. То есть что получается по логике властей - что русские, американцы и европейцы, вместе сговорились против нынешней правящей партии? Поэтому их разговоры о том, что это российский проект - контрпродуктивны. Фигуры подобного масштаба, как правило не могут быть продуктом одной страны. За ним мы должны подразумевать международные усилия, если такое существует. Думаю, или господин Иванишвили действует в одиночку без всякого согласования с кем-то. Или же за всем этим стоит серьезная международная мысль.

- Насколько верно Иванишвили подобрал политические силы для сотрудничества?

- Не думаю, что его выбор по установлению связей - спонтанный. Это выбор по той логике, что обе силы открыто прозапданые, и не замечены в сотрудничестве с кем-то. Они были выбраны специально, и не только с той точки зрения, которую имеют лидеры и руководители этих организаций. В первую очередь, это указывает на то, что технический ход ориентирован на стратегический результат. Мне ничего не известно обо остальных членах, которые должны войти в команду Иванишвили. Для меня было абсолютно приемлемым узнать о том, что членами совета советников должны быть Рати Амаглобели и Ираклий Сесиашвили. Обоих я считаю порядочными людьми.

- Иванишвили до сих пор не назвал тот геополитический курс, который он намерен избрать. Как вы думаете, какой курс он может избрать после прихода к власти?

- Не стоит задавать подобных вопросов к этому времени. Меня не интересует ни одно, ни другое. Тут главное разговор о прогрузинском курсе. Когда мы говорим о заявлениях, для меня важны не заявления, а программа. Я жду программу. Пока что есть позитивная оценка факта появления Иванишвили в политике. Но это не означает, что мы не ожидаем его программы, и у нас детское воодушевление, что в грузинской политике появилась сильная фигура. Мы ждем его программу, программных шагов, ожидаем и конкретных мнений не только по тому, что надо делать, но и потому - как надо делать. Если вернутся к первому вопросу, то отношения с Россией будет узловым шагом его платформы или программы, и ему хорошо известно, что все с надеждой ожидают именно этого шага. Абсолютно логично то, что к этой теме привязана территориальная целостность Грузии, и система безопасности Грузии. Нас всех очень интересует это, и мы ожидаем с нетерпением. Широкомасштабные обсуждения возможны после того, как станет известно что и как.

- Как вы считаете, почему власти Грузии лишили гражданства Бидзину Иванишвили?

- Это можно назвать только страхом. После лишения, в беседе с юристами я выяснил, что было нарушено столько процедурных вопросов, что это просто позор. То, что происходит в отношении его супруги, это просто не входит ни в какие рамки. Там не было ничего для формальной тяжбы. У нее отобрали гражданство потому, что бы упразднить возможность для финансирования его политической организации. Иванишвили мог финансировать свое политическое движение через супругу... В целом, этот шаг властей, вызван страхом.

«GHN». Беседовал Александр Набахтевели.