О респонденте
В Грузии крайне жарко, но на этот раз жара не связано с политикой. Политическая температура в Грузии, упала после 26 мая, и не стоит ожидать какого-либо потепления, как минимум до осени... Спокойствие «трехмесячных каникул» оппозиции, нарушают лишь скандальные заявления Ираклия Окруашвили, которые по-прежнему делаются из далекого Парижа,
Своим мнением относительно событий, которые развиваются в изнывающей от жары Грузии, с агентством «GHN» поделился грузинский политолог Рамаз Сакварелидзе.
- Господин Рамаз, адвокаты считают дело фоторепортеров, «первой серьезной победой» общества. Что вы думаете по этому поводу?
- Я бы немного поспорил о первенстве, так как в условиях нынешних властей было несколько случаев, когда настрой общества решил проблемы до того, как дело дошло бы до осложнения. Вспомним историю с Домом учащейся молодежи, или же ситуацию, когда президент ушел в отставку из-за кризиса, который сложился в стране. Практически и сейчас сложилась аналогичная ситуация. Для властей было бы проигрышным последующее обострение, и они решили избежать осложнения. Думаю, что в деле борьбы с фоторепортерами, в случае отступления назад, власти попытаются уменьшить потери в отношениях с медиа. Тем более они увидели, насколько энергичный и солидарный соперник медиа, если ей противостать. Или надо избегать такого соперника, или же попытаться ослабить его. Посмотрим, какую стратегию выберут власти.
- Насколько можно ожидать, что власти окажутся в неудобном положении в глаза международного общества, так как они признали фоторепортеров шпионами и освободили их зала суда. Подобного прецедента не было в истории правосудия ни одной страны...
- Как правило, международные юридические институты не такие уж и нежные, чтобы обращать внимание на такие детали, и не такие отважные, чтобы потребовать ответа. Если кто-то попросит ответа от властей, то это будут иностранные политические лидеры, которые и так требуют от Грузии демократии и объективного суда.
- Вернемся к внутриполитической ситуации.... Действительно сейчас лето, но отсутствие оживления все же не на руку политикам. Как вы думаете, почему все же оппозиция так пассивна?
- То что не заметно движения, естественно, это результат усилий со стороны властей, так как они заинтересованы, чтобы их оппоненты были пассивными и они достигли этого. Но думаю, что тут частично виновата и оппозиция. В деле фоторепортеров, журналисты кроме энергичности так же проявили разумность (представители независимых СМИ пыталась зафиксировать все ошибки и показать противоречия слов сказанных властями и предыдущие заявления, логике и фактом, и действовали не только энергично, но и разумно). А у оппозиции нет ни энергии и ни разумности. Результата можно достигнуть только тогда, если есть эти два компонента, а наша политическая оппозиция, испытывает недостаток в этих двух компонентах, а в особенности в разумности. В их действиях более преобладают эмоции, и потому, практически на протяжении последних лет, их деятельность не приносит результатов. В этой ситуации поддержка со стороны населения ослаблена. А там где не поддерживает народ, там нет политики.
- Если политики нет, как можно назвать Ираклия Окруашвили и его партию, бывших членов его команды, которых экс-министр обороны называет предателями. Как вы думаете, почему Окруашвили все время говорит на языке скандала?
- Ираклий Окруашвили отличался скандальным разговором и в те времена когда был министром. Видимо скандал так же имеет свою привлекательность - ты попадаешь в центр внимания общества, на протяжении определенного периода являешься объектом интереса СМИ, и вероятно, если можно так сказать, скандалы могут помочь для сохранения рейтинга, но не всегда, только иногда. Большое значение имеет знак рейтинга. Когда делаешь скандальное заявление по отношению к тем, кто стоял рядом несколько дней назад, то здесь ты сам оказываешься в проигрыше. Грузины не любят, когда человек в один день друг, а потом вдруг становится врагом.
- Вернемся к теме «предателей»... Есть ли у Грузии предатели?
- Несмотря на то, что очень часто слышны обвинения в адрес оппозиционных партий, якобы некоторые из них действуют в интересах России, я не могу сказать, что это подтверждено фактами, в том числе и такими фактами, к которым мы привыкли - записи, признательные показания и т.д.. С этой точки зрения материла очень скудный, хотя действительно не исключено, тем более когда идет речь о России. Россия то государство, которая бесспорно везде действует со своей схемой агентов, и среди них в такой «привыкшей» стране, как Грузия.
Фактически, существует больше материалов о том, что шаги в пользу России делают именно власти. Это процесс приватизации, который служит притоку большого российского капитала, и передачи России важных стратегических объектов. Идеология Бендукидзе в том, что не существует стратегических объектов, что уже само собой подразумевает, что страна не должна думать о своей защите. Когда эту формулу дает человек, которая думаю до сих пор является дирижером передачи российскому бизнесу грузинских объектов и к этому прибавим заявление Путина сделанное во время его президентства, что «мы должны зайти в другие страны посредством бизнеса, а не на танках», это означает, что в Москве действительно есть соответствующая идеология, тем более что они не пожалели для нас и танки. Так что, осознано или не осознано, шаги проигрышные для грузинской государственности (очень надеюсь, что это просто сделано необдуманно), больше сделаны со стороны властей. Повторяю, что со стороны оппозиции, нет фактического материала, но нет ничего не возможного.
- Не исключают создания новой партии на политической арене Грузии. Согласно распространенной информации, в качестве новой команды перед обществом намерены выступить Леван Гачечиладзе, вместе с Кахой Кукава и Экой Беселия. Как вы смотрите на качество политических успехов этой троицы?
- Это красивая триада, тем более что украшена женщиной, и мужчинами разного размера, но для оценки я использую ту критику, которая была слышна из журналистских кругов в адрес «Народного собрания» и его лидеров, по отношению к Нино Бурджанадзе. Критика в основном была направлена на том, что собрание не имеет никакого плана по оказанию влияния на власти, что проявилось в ходе развития процессов. Это еще раз вызвало разочарование общества. Аналогичное произошло и в предыдущие годы - был протест и люди выходили, однако, не было видно схемы, плана, последовательных шагов, которые бы привели этих людей до логического результата. Вот этот дефицит существует в грузинском обществе - дефицит стратегии борьбы. Теперь стратегия борьбы в основном основывается на мужестве, эмоциях, самопожертвовании граждан, но без стратегического плана главнокомандующего. Самопожертвование сторонников результативно тогда, когда есть хорошо осмысленная стратегия. Если стратегия плохо осмыслена, само пожертвованный человек становится жертвой.
Если новая троица наметит план стратегии, тогда они могут быть продуктивными, но если они продолжат действия по формуле «Миша, мы идем», то и их борьба закончится так же как и на том, этапе, когда громко называлась указанная формула.
- И под конец, хочу задать вопрос по социальной теме. Несколько недель, как в Тбилиси увеличилась стоить проезда в маршрутных такси. Эта проблема беспокоит население, но на акцию протеста в связи с этим, вышло всего лишь около 30 человек. В чем причина?
- Кроме того, что в людях существует фактор страха (события 26 мая оказали большое содействие властям, так как в людях зародился страх), проблемы касаются и грузинского характера. Когда на Кахети нападал враг, в Имерети сидели спокойно, мол до меня не дойдут. Стратегия, что когда рядом что-то происходит, но ты не беспокоишься, так как в этот момент это не беспокоит тебя, это фактор не сегодняшнего дня. Это сидит в нас. Это проявление того характера, который бросает мусор из окон, несмотря на то, что если выйдет из подъезда, сам же наступит на этот мусор. В грузинском характере не сидят размышления о долгосрочном. Он действует по настроению, а не по слову, которое называется «стратегией». Из-за этого мы многое проигрывали в историческом плане, и вероятно проиграем еще много.
Почему люди не вышли на акции? Население не знает, что больше беспокоит его - то чтобы пойти на акцию и стоять там совершенно напрасно, или же то, что кто-то придет, и потребует ответа за это действие.
Между прочим, власти, в отличие от политических оппонентов, ведут очень умную политику. Они всегда действуют прагматично. Они никогда не идут на уступки. Хотя, достаточно, чтобы они что-то уступили (что будет легко расшифровано в качестве уступки), и люди не побоятся и соберутся и потребуют...
«GHN». Беседовала Лела Багдавадзе.