О респонденте
- Несмотря на многолетнее рассмотрение конфликтов Грузии на международной арене, ситуация фактически находится в тупике. Как вы думаете, есть ли у Грузии какая-либо перспектива (пусть отдаленна) на восстановление своей целостности и возврат территории?
- Я дам парадоксальный ответ на ваш вопрос. Если вы действительно хотите вернуть эти территории, это действительно задача политическая, моральная эмоциональная для грузинского общества, то просто забудьте о них на некоторое время.
Лучший способ развернуть - показать пример экономического, культурного и политического развития Грузии. То что вы делаете сейчас. Чтобы люди видели, что делается по одну сторону реки, и что - по другую, и все это вернется.
- На чью помощь можно рассчитывать в этом вопросе?
- Я далек от наивности. Вы, в вопросе восстановления территориальной целостности, должны надеется только на самих себя.
- СМИ активно обсуждают информацию о том, что Кремль предлагает Абхазии уступить территорию Гагрского района протяженностью 160 километров. Как вы думаете, насколько далеко может зайти этот процесс?
- Я просто не верю этой информации. Если это так, то вы можете просто мечтать о такой ситуации. Во-первых этого никогда не будет, так как тогда абхазское руководство, в глаза собственного населения будет предателем. Да и более того, насколько мне известно из российской печати, напряжение между этими, называйте как угодно, между марионеточными властями Абхазии и России, оно нарастает. Есть определенные противоречия, потому что абхазы принимают свою независимость как действительно независимость, в том числе не только от Грузии, но и от России. В это время точка зрения Кремля совершенно другая - думают что это их территория.
- Как вы думаете, что ожидает Абхазию в руках России?
- Я думаю, что эти два процесса, будут помогать друг другу. Все большее разочарование абхазов в своей этой псевдо-независимости, а на самом деле колониальной зависимости, от Кремля, а второе - манящий пример успешной, процветающей Грузии.
К сожалению, передача Гагры - это «утка». Потому что, мне кажется, это слишком хорошо, с точки зрения Грузии, это абсолютно покажет характер Кремля в этом отношении и немедленно вызовет фундаментальный кризис внутри Абхазии.
- Считаете ли вы оккупацией те действия, которые Российская Федерация осуществляет в Абхазии и Цхинвальском регионе?
- Можно спорить о словах, но фактически да. Но я повторяю, что в долгосрочном плане, это опять работает на возвращение Абхазии в Грузию. Для Грузии важны две вещи - показывать пример демократического развития Грузии, он резко повлияет на события, и он уже влияет.
И все говорят об этом. Реформой полиции - восхищены все, даже те, кто является врагами Саакашвили и Грузии. Все кто бывает в Грузии и возвращается, там коммунисты, правительственные люди, все на бытовом, человеческом уровне, восхищаются этой реформой. Это все будет только углубляться.
- Бытует мнение, что существует две России, одна враждебная, другая - дружественная. Как вы думаете, когда Грузия познакомится с этой дружелюбной Россией, и какова перспектива восстановления отношений между Россией и Грузией?
- Думаю, что дружелюбная Россия - это большинство граждан России. Потому что вся это пропаганда антигрузинская, занимает политическую верхушку, людей приближенных к власти.
Именно потому таково бешенство наших властей. Например, их же не бесит, успех Прибалтики, потому что прибалты они чужие, всегда воспринимались в Советском союзе как чужие, и собственно их восприятие не влияет особенно на умы в России. А вот скажем, если мы увидим, что Грузия успешно движется по европейскому пути, это изменит все в России, именно по тому, что в умах россиян, Грузия очень близка.
«GHN». Беседовала Эка Момцелидзе