О респонденте
В последнее время, с оккупированных территориях Грузии было осуществлено несколько попыток организации диверсий и терактов на территории Грузии, которые были пресечены правоохранителями. Хотя, были случаи, которые привели к жертвам. Однако, несмотря на предложение грузинской стороны о сотрудничестве по расследованию подготовки терактов, Кремль так и не дал ответа, кроме того, что представитель МИД России Григорий Карасин пообещал ознакомиться с материалами. Примечателен и тот факт, что из-за диверсионных попыток со стороны российских спецслужб, теперь целесообразность проведения Женевских переговоров поставила под сомнение грузинская сторона.
О ситуации вокруг Женевских переговоров и о положении в отношениях с Россией с агентством «GHN» беседовал первый заместитель председателя Парламента Грузии Михаил Мачавариани.
- В последнее время, российская сторона особо активировалась в плане попыток осуществления терактов на территории Грузии. С чем может быть связан подобный «натиск» России?
- Скажу откровенно, я очень возмущен. С одной стороны тут может быть такая линия - давайте как можно больше посеем нестабильность среди населения Грузии. Наше МВД находит не только взрывчатые устройства, но и ту цепочку откуда все это истекает.
Я не хочу напрягать граждан, но, то что происходит, не спроста. Как видно, все это имеет какое-то направление, которое подразумевает, чтобы все это постоянно висело над Грузией как меч. Мы очень возмущены.
- Насколько достаточно давление международного сообщества, для того, чтобы Россия не могла осуществить свои агрессивные действия?
- Мы говорим об этом с иностранным коллегами, говорим им что нас беспокоит и просим заинтересоваться этим вопросом, и серьезно говорить с людьми, к которым ведет эта линия. Это люди с конкретными фамилиями, именами и должностями. И мы и наши друзья очень возмущены. Они сами перепроверили то, что представленная нами информация соответствует действительности.
- Подобные действия со стороны России, своеобразный шантаж Запада, или же она готовится к определенным действиям?
- России хорошо известно, что реакция Запада будет очень тяжелой. Все же я думаю, что цель подобных действий - постоянное ощущение пресса над Грузией, и то, чтобы у кого-то постоянно была надежда, что сможет завести русских верхом на белом танке.
- Часто со стороны официальных представителей Кремля слышны обвинения, что в Грузии скрываются северокавказские террористы. Испуганное население вывозит детей из Омало, опасаясь, что Россия может провести спецоперацию. Есть ли подобная возможность?
- Бред, который распространяют предатели Грузии, не имеют ничего общего с реальностью. Это происходило до 2003 года и даже не скрывалось. Сегодня Грузия защищена в этом направлении и в страну никто не может попасть без надлежащей визовой процедуры. Спокойствие и стабильность входит в интересы Грузии, а так же то, чтобы граница была закрыта для всех людей, кроме тех, кто заезжает по визе - будь то гражданин России или Европы.
- Значит у России нет никакой причины для осуществления спецоперации в Панкисском ущелье?
- Американцы внесли Доку Умарова в список террористов, а мы партнеры США, в том числе в антитеррористических мероприятиях. Нарушение границы не возможно. Мы контролируем это. Если что-то будет, мы скажем первыми, но на данном этапе там не заметного никакого движения.
- Россия выразила готовность рассмотреть материалы грузинской стороны по поводу терактов. Это заявление для Запада, или мы должны ждать реальных шагов?
- У Грузии более чем достаточно доказательств, и нашим западным партнерам известно это. Мы обязательно передадим их России.
- Грузия намерена прекратить Женевские переговоры если Россия продолжит терракты. Но что мы получим от этого?
- Мы должны сделать какой-то серьезный шаг. Мы должны зафиксировать, что нас беспокоит этот вопрос. Россия говорит, что если все это не будет расследовано, то тогда не имеет смысла говорить. Говорит, и вместе с этим устраивает теракты. Поэтому если МИД имеет подобное мнению, думаю что это поарвдано.
- Хотя это единственный формат, где ведутся непосредственные переговоры между грузинской и российской стороной.
- Грузинская сторона поставит вопрос следующим образом: дайте ответ на все материалы, которые были переданы, а так и не о чем говорить... Когда придет российская сторона и скажет, что наказано конкретное лицо - это уже другое дело.
- Президентские выборы в оккупированной Абхазии назначены на 26 августа. Насколько можно ожидать осложнения внутренней ситуации между про-русскими и национальными силами?
- Россия будет принимать очень активное участие в т.н. выборах и проведет того кандидата, который будет лоялен к Кремлю. Что касается Грузии, то мы не признаем эти выборы, так как они не легитимны.
Абхазы сейчас осознают те проблемы, с которыми им приходится сталкиваться в связи с Россией, поэтому есть недовольство, небольшие конфликты, но этого не достаточно для того, чтобы они проанализировали и приняли окончательное решение. Сейчас Кремль попытается провести того кандидата, который сможет решить эти проблемы. Багапш пытался выполнить эту роль.
Выход про-грузинского кандидата исключен, так как они сейчас заложники ситуации. Возможно они осознают где они, однако, у них нет никакого ресурса, так как в Абхазии стоит оккупационная армия, и они полностью финансово и экономически зависят от России.
В Кремле очень хорошо видят, что может последовать за приходом нежелательного для них кандидата, так как Абхазия хочет денег от Кремля, но не требует больше такой политической поддержки, которая называется признание т.н. независимости со стороны государства, подобного Науру.
«GHN», Беседовал Тамар Мамукашвили