О респонденте
Визит Католикоса всех Армян в Грузию имеет большое значение для обоих сторон, но создалось впечатление, что на этот раз армянская сторона посчитала лучшим активизироваться в вопросе церквей и статуса, и не затрагивать тему геноцида, считает эксперт по вопросам Кавказа Мамука Арешидзе, сообщает «GHN».
О том, насколько укрепит совместное коммюнике духовных лидеров Армении и Грузии, претензии армянской церкви по принадлежности грузинских церквей, беседовали или нет главы церквей о статусе армянского языка, и почему армянская сторона во время встреч не ставила вопрос геноцида армян, в беседе с «Джорджиан Таймс» рассказал эксперт по вопросам Кавказа Мамука Арешидзе.
- Приобретает ли Армянская церковь на территории Грузии независимость, посредством принятого коммюнике?
- Между автономией и автокефалией очень большое отличие. Это довольно интересно. Грузинская церковь не активничает в том плане, чтобы патронировать грузинские церкви расположенные в Армении, а армянская сторона - напротив - выражают претензию на все. Это вопрос долгое время висел в воздухе. С этой точки зрения встреча Илии Второго и Гарегина Второго была интересной. Что касается вопроса статуса, по которому давно есть спор, то Армения требует, чтобы Армянская церковь получила на территории Грузии такой же статус, как и Православная церковь. Армянская церковь, может получить статус с юридической точки зрения, но есть еще и моральный статус, который определен в Конкордате, который подписан государством и православной церковью, и, согласно которому, Армянская церковь, не сможет получить такой же статус, как Грузинская православная церковь, но получит такой же статус как грузинская церковь на территории Армении. С одной стороны переговоры об одинаковом статусе, вроде неплохо, с другой стороны, в Армении число православных грузин не так ужи высоко, а православных армян очень мало. Исходя из этого, этот статус ничего не дает нам. А Армянской церкви напротив, очень развязывает руки, к примеру не исключено, что может быть основана отдельная Джавахетская епархия, несмотря на то, что у них уже есть независима тбилисская епархия. Хотя и здесь можно провести параллель. Грузинская православная церковь имеет Лоре-Таширскую епархию, которая должна контролировать древние территории Грузии на севере Армении, где расположено 6-7 грузинских церквей-монастырей. В основном тут основная проблема в числе прихожан, в Грузии много армянских прихожан, а Армении напротив - мало.
- Насколько позволит юридический статус усилить претензии как армянской, так и грузинской церкви?
- Грузинская церковь, на протяжении отношений этих двух церквей, впервые поставила вопрос так - если вы хотите получить в собственность церкви, которые есть на территории Грузии, тогда мы должны получить грузинские церкви, которые есть на территории Армении, однако подобная принадлежность церквей не получится. Должна быть создана специальная комиссия, которая всесторонне изучит этот вопрос. На территории Армении расположено 6 грузинских церквей. Армяне давно создали концепцию, согласно которой они признают что церкви православные, но армяне считают, что это церкви православных армян, или же калкедонцев. Даже ахталскую церковь, где грузинские надписи и иконопись армяне считают своей. У нас есть информация, что множество церквей, на которые имеет претензию армянская сторона, вовсе не являются армянскими. К примеру, церковь Самгеворка на Мейдане, до середины 19-ого века была грузинской, затем одна из дворянских фамилий, в чьей собственности была эта церковь, продала эту церковь армянам. Есть официальное соглашение о продаже. Поэтому необходимо создать комиссию, которая детально изучит все, но для этого нужно время, и комиссия не сможет принять решение сегодня или завтра. Эта комиссия действительно будет иметь возможность затушить пламя и успокоить волнения, в особенности со стороны армянского общества.
- Требования армянской стороны вызвали возмущение не только со стороны грузинских прихожан, но и со стороны общества...
- Для меня находкой стало то, что оказывается армяне уже создали подобную комиссию, и в прошлом году «Академии наук» Грузии уже направила список армянской стороне. Когда я увидел список, оказалось, что в этом списке нет ни одного арменовед. Да в этом списке есть несколько уважаемых людей, кавказоведы, историк нумизматики, но нет специалистов. Я не понимаю почему «Академия наук», так подошла к этому вопросу.
- В Грузии нет арменоведов?
- Как же нет, к примеру Алексидзе - самый крупный арменовед даже за пределами Армении. Они то составили список, но, до сих пор не начали работу, поэтому создается новая комиссия. Необходимо чтобы в нее вошли арменоведы, кавказоведы, историки, представители церкви и обязательно должны войти архитекторы. Архитектура имеет свои принципы, и этим тоже определяется принадлежность.
- Затрагивался ли вопрос статуса армянского языка на встрече духовных лидеров Грузии и Армении?
- Нет. На этой встрече речь шла о статусе и церкви. На этой встрече не было речи о геноциде армян, хотя я и ожидал этого. Часть армянского общества требует от Грузии признать геноцид армян, так как парламент Грузии признал геноцид черкесов. С их стороны это справедливое требование. Создалось впечатление, что армянская сторона посчитала лучшим активизироваться в вопросе церквей и статуса, и указать грузинской стороне, что если будет достигнуто соглашение по этому вопросу, то тема геноцида не будет поднята.
- Значит все это, в определенной степени имело форму шантажа?
- Я бы не сказал этого, так как не было прямого разговора по этой теме, и я просто высказывают предположение.
- После того, как грузинская сторона признала геноцид черкесов, армянские СМИ распространили информацию, что Грузия не признает геноцид армян из-за влияния турецкого фактора.
- Совершенно согласен с этим, но здесь еще один вопрос. Россия просто так не оставит нам вопрос признания геноцида черкесов. Если даже официальный Ереван не желает поднимать этот вопрос, Россия сделает все для того, чтобы Армения, в какой-то дозе начала активацию этой темы. Я ожидал, что эта тема будет активизирована на этих встречах, однако я остался приятно удивлен тем, что это не произошло.
- Почему парламент Грузии не учел этот фактор?
- Это геополитический вопрос. Я был против признания геноцида черкесов, так как возрастают риски для Грузии. Парламент Грузии не должен был принимать это решение, хотя решение было верным. Так как они признали «а», то за этим обязательно последует «б» - они должны признать геноцид чеченцев и геноцид армян.