О респонденте
Закон, принятый парламентом Грузии о юридическом статусе религиозных меньшинств, направлен на расчленение Грузии, и находится в прямой связи с визитом Католикоса всех Армян Гарегина Второго, считает международный секретарь Лейбористкой партии Грузии Нестан Киртадзе, сообщает «GHN».
Своим мнением по этому вопросу Нестан Киртадзе поделилась с агентством «GHN».
- Госпожа Нестан, как бы вы оценили закон, принятый Парламентом, который подразумевает присуждение статуса юридического лица публичного права религиям, которые действуют в Грузии.
- Это решение, принятое несколькими десятками плотиков, противоречит как Грузинской Апостольской Церкви, так и интересам грузинского государства. Это лоббирование интересов одной конкретной страны в Грузии и пришло время, чтобы Саакашвили прислушался к требованию наложить вето. В противном случае, этот закон принесет свои отрицательные результаты в ближайшем будущем. Я убеждена, что грузинское общество само пересмотрит этот факт, не как один закон, а как событие, крайне опасный процесс, который направлен на развал и расчленение Грузии.
- Связано ли это решение с визитом в Грузию Католикоса всех Армян Гарегина Второго?
- Это имеет прямую связь. Требования, которые озвучил Гарегин Второй во время визита в Грузию - известные требования. В том числе, к сожалению, на уровне обязательств Евросоюза. Хотя до этого, ни одна власть, и ни один парламент не осмелился на это. На это осмелились 60 или 70 политиков без Родины, по мановении палочки одного маэстро, в тайне от Католикоса-Патриарха всея Грузии, и без согласования с грузинским обществом. Принятие этого закона не имеет ничего общего с вопросам демократии и права. Небольшая группа политиков смогла сделать досягаемыми в пользу армянских интересов, вопросы, которые недостижимы с Илией Вторым.
- Не вызовет ли это еще большего обострения между Грузинской и Армянской церквями?
- Патриархия Грузии желает мира со всеми, но не за счет развала и расчленения Грузии. Наши соседи должны понимать это и должны с пониманием относится к этому вопросу. Тут надо учесть два фактора: организационно-правовой и исторический. Все должны знать, что Грузинская Апостольская Православная Церковь - автокефальная. Она отличается от других религиозных организаций, действующих в нашей стране. Она не часть церкви, которая существует за пределами Грузии. Она на протяжении 20 веков, в полноценном завершенном виде представлена именно в Грузии и православие - основа грузинской цивилизации, и ее идентичность отличается. А другие конфессии являются лишь структурными единицами религиозных организаций существующих за пределами Грузии, и соответственно подчиняются своим центрам. У них нет полномочий на независимые действия и их роль в истории Грузии совершенно другая.
- Как может быть разрешена проблема религиозных меньшинств в Грузии?
- Правовое положение религиозных меньшинств должно определять законодательство, которое будет разработано на основании широких дискуссий, международной практики и на основе грузинских национальных государственных интересов. И что самое главное - с согласованием Католикоса-Патриарха всея Грузии. И это должен быть правовой закон, или же для них не должны ограничиваться нормы и принципы всеобще признанные демократическим обществом. Я помню, некоторое время назад была в гостях у Патриарха. В это время пришел посол США и привел с собой представителя Баптистской церкви... Баптист сказал Патриарху: Я пришел для того, чтобы сказать, что бы мы вместе молились для распространения христианских ценностей. Патриарх ответил: - Вам наверно известно, что я - Илия Второй. А Илия Первый был в Христианской православной Грузии в 4 веке... И он встал. Дал понять что разговор окончен и тема закрыта. Я думаю, что этим сказал все, но хочу сказать Михаилу Саакашвили одну вещь и пусть он хорошо поймет: Грузинское государство - это не сервис для граждан. Грузинское государство исторически-национальная цивилизация в несколько тысячелетий. Православие спасло Грузию и довело ее до этих дней. Православие спасет Грузию и выведет ее на мирную дорогу.
«GHN». Беседовал Александр Набахтевели.