GEO / ENG       12+

Созар Субари: Самый быстрый путь смены недемократической политики Грузии - приход в политику

О респонденте

Новый представитель «Альянса для Грузии», Созар Субари намерен приступить к политической активности в ближайшие недели. Бывший народный защитник, который несколько дней назад заявил о своем намерении занять пост председателя Сакребуло, уже начал подготовку к избирательной кампании.

Бывший педагог, бывший народный защитник желает «развернуть грузинскую политику в правильное русло», и считает, что политическую волю, которая необходима для всего этого, власти проявят именно сейчас, после того, как он пошел в политику...

Новый политик уверен, что предстоящие выборы в органы местного самоуправления будут демократическими, и утверждает, что на этот раз «мобилизация общественности» сможет предотвратить попытки властей сфальсифицировать выборы...

С бывшим омбудсменом, во время работы которого, по словам оппозиции, впервые состоялся в Грузии институт народного защитника, беседовало агентство «GHN».

- Господин Созар, когда вы занимали пост Народного защитника, то вас характеризовали, как принципиального человека и человека, борющегося за справедливость. Ираклий Аласания, представив вас в своей команде, отметил и то, что вы имеете большой авторитет, как один из правозащитников Грузии. Наверное, сложно будет добиться подобного статуса и авторитета в политике... И все же, почему вы предпочли политику неправительственному сектору?

- Когда в стране политика развивается в неправильном направлении, когда очевидно, что нарушение прав человека, развитие страны недемократическим путем результат осмысленной политики, самый быстрый и эффективный путь ее изменения это опять таки политика и приход в политику. Достичь ту же цель, естественно, можно и усилением гражданского общества, но это более далекий и обходной путь. Поэтому я решил, пойти в политику.

- Вы упомянули, что политика развивается в неправильном направлении. Как вы собираетесь повернуть ее?

- Суть очень проста, но для ее осуществления требуется много этапов. Естественно, нужно сделать многое, однако то, что вся власть не должна быть сконцентрирована в руках одного человека, что центральное руководство не должно вмешиваться в функции органов самоуправления, что органы самоуправления должны быть независимыми, что исполнительная власть не должна властвовать над судебной системой и судьями, то, что Парламент по Конституции должен быть определяющим как внутренней, так и внешней политики страны и должен быть органом, контролирующим исполнительные власти и не должен сам подчиняться правительству, что власти не должны быть цензорами слова и свобода слова должна быть гарантирована, очень легко можно достичь...

- Теоретически это так и легко говорить об этом. Подобное говорят все те, кто в оппозиции, однако результата не видно. Главное то, какими путями вы намерены достичь целей, перечисленных вами...

- Сделать это очень просто не только теоретически, но и в практическом плане.

- Как?

- Для того, чтобы власти не вмешивались в суд и губернаторы, прокуратура и министры не указывали судьям, какие решения принимать, для всего этого не требуется больших усилий. Все можно решить за один день, за один час, если конечно, будет существовать политическая воля. Главное именно политическая воля, воля того, чтобы встать на путь демократии.

Что же касается того, как мы собираемся достичь этого, отвечу - путем выборов. Это самый правильный путь прихода к власти, так как он исключает конституционные сотрясения. Хотя в нашей стране для справедливого проведения выборов требуются большие усилия, так как все рычаги в руках властей и само руководство хочет сфальсифицировать выборы. Однако, несмотря на это, в том, что мы выиграем выборы, я не сомневаюсь.

Сложно строить демократическое государство, но задача одного дня, чтобы мы дошли до соблюдения основных принципов. Соединенные Штаты до сих пор строятся и до сих пор меняются, но его отцы-основатели в свое время правильно сформировали те принципы, на которых это государство основано и сейчас и, что главное, не только сформировали, но и сами являются их первыми защитниками. Именно поэтому эта страна правильно развивается.

- Господин Созар, в том контексте, когда оппозиция оценивает все проведенные выборы как не легитимные, и утверждает, что они были проведены с масштабной фальсификацией, почему вы уверены, что и сейчас не повторится фальсификация?

- В прошлом году были фальсифицированы как парламентские, так и президентские выборы. Несмотря на это, в Тбилиси в обоих случаях победила оппозиция, и это на том фоне, когда в международном обществе еще не осознало, что Грузия идет антидемократическим путем. Сейчас намного сильнее международная поддержка демократическим процессам Грузии, чем во время прошлогодних выборов. К этому надо добавить мобилизованность общественности, и мы сделаем все для добавления такого ресурс, которые есть у Альянса. По этим причинам мы уверены, что выиграем выборы.

- В достаточном ресурсе вы подразумеваете финансовую базу?

- Прежде всего я подразумеваю, человеческий ресурс и хорошо сформированную структуру, а также довольно высокий рейтинг доверия Альянсу со стороны общественности.

- Вы упомянули и мобилизацию народа. Как скоро вы намерены начать избирательную кампанию?

- Поскольку власти уже давно начали избирательную кампанию, разумеется, мы тоже очень скоро начнем это.

- Господин Созар, почему именно «Альянс для Грузии»? Во время работы на посту народного защитника вы довольно критичны были по отношению властей, можно сказать, часто и радикальным, а команда Ираклия Аласания та сила, которая отказалась от участия в радикальных мероприятиях во время апрельских акций...

- Не могу согласиться с вами, что команде Ираклия Аласания не доставало остроты по отношению к властям. Что касается моего вступления в Альянс, я принял это решение по нескольким фактором. Первое - наши видения относительно стратегических направлений развития страны совпадают, второе -Альянс обладает той силой и ресурсами, благодаря которым возможен приход к власти. Естественно, цель политика именно в том, чтобы прийти к власти и провести свою политику, для чего требуется, чтобы существовала большая сила.

- Были ли предложения из других политических партий относительно вступления в их ряды?

- Да, предложения были почти из всех политических партий, но думаю, я сделал правильный выбор.

- Господин Созар, вашу кандидатуру уже назвали на пост председателя Сакребуло. Что вы посоветовали бы остальным оппозиционным партиям, поддержать вас, то есть прийти к соглашению по единому кандидату?

- Давать совет с моей стороны было бы неоправданно, но в целом, думаю, основная часть оппозиции должна достичь соглашения по каким то принципам, и мы должны быть вместе для того, чтобы достичь победы и смена власти стала бы легко.

- Однако, Альянс все таки независимо принял решение и так сказать, всех опередил. Вы готовы, на выборах в местное самоуправление противостоять другим кандидатам оппозиционерам?

- Пока единственный, кто назвал кандидатов, это наш Альянс. Мы скоро решим и то, кто будет кандидатами на должности председателей Сакребуло в других городах. Исходя из этого, поскольку мы сделали эту заявку, это означает, что мы готовы для борьбы и будем бороться за победу.

- Что касается планов единого оппозиционного спектра, политическое меньшинство собирается через несколько дней начать новую волну акций протеста, которая, как заявляют лидеры, будет весьма радикальной. Альянс примет в ней участие?

- Конкретное решение относительного этого Альянс примет на днях, после внутренних консультаций. Однако, лично я готов принять участие в любой радикальной акции, если буду знать ее цель и пути ее достижения. То, чтобы мы просто вышли на акцию для акции, будет безрезультативным, несмотря на то, что в некоторых случаях (к примеру, чтобы властям еще раз напомнить, что у нас есть сила противостоять насилию), это тоже имеет свое оправдание.
Считаю, что если акция рассчитана на конкретную цель, она должна быть четко декларирована, а путь достижения цели должен быть явным. Исходя из этого, очевидно, что если цель митинга для меня будет приемлема и будет виден и путь ее достижения, я присоединюсь к нему.

- И в завершение, господин Созар, Парламент уже принял во втором чтении поправку к Конституции, которая предусматривает восстановление мандатов для тех депутатов, которые в свое время отказались от членства Парламента. Как вы думаете, бывшие депутаты должны вернуться в законодательный орган?

- У каждой партии свой путь, поэтому не хочу давать оценку решению тех сил, которые возможно, вернуться в Парламент. Но я уважаю то решение наших партнеров, «Новых правых», на основании которого они отказались от восстановления разорванных мандатов...


«GHN», беседовала Лела Багдавадзе