GEO / ENG       12+

08.08.08 и спасенная свобода Грузии

Мы сможем, мы сумеем вернуть абхазов и осетин! Когда? Тогда, когда самой большой ценностью для них станет свобода. Для истории два года, которые прошли после трагической даты 08.08.08 - пустячный срок, но, и спустя это незначительное время - все же произошли определенные переоценки, многое встало на свои места, много получило свои имена... Отчет Тальявини, составленный на фоне эмоций, фактически канул в прошлое, но мир уже видит и осознает, что истинная причина интервенции России, была крайне далека от «возвышенной» поддержки «борющихся за свободу» абхазов и осетин, а сводилась к банальному плану - покорению и оккупации маленькой, но гордой Грузии...


Что касается признания и независимости, то неужели найдется хотя бы один, здравомыслящий человек, который, прогулки Багапша-Кокойты в Венесуэлу и Никарагуа искренне принимает за демократию, а пребывание под Кремлевским сапогом расценивает в качестве независимости.

Свобода или есть, или ее нет...

Положение до 08.08.08 - не было конфликтом на этнической почве. Это был политический конфликт - спор за раздел сфер влияния.

* * *
Множество изданий, политиков, экспертов и политологов, в дни, после 08.08.08, в один голос утверждали, что Путин в любом случае оккупировал бы Абхазию и т.н. Южную Осетию.

Для анализа, стоит припомнить слова брошенные президентом Медведевым все через несколько недель после войны, о том, что военным действиям против Грузии, не помешало бы даже получение «МАП» во время саммита в Бухаресте.

Здесь же уместно напомнить и, фактически, клятву некоронованного императора России Владимира Путина, который в свое время пообещал «не оставить без надлежащего ответа» признание независимости Косово. Делались прямые заявления в поддержку сепаратистских властей.

Если западным политикам не изменит память, вероятно, они припомнят и то, как после 11 сентября 2001 года, когда во главе Грузии еще сидел уважаемый западом «Шеви» (Эдуард Шеварднадзе), господин Путин, продемонстрировал миру свое отвращение к Грузии, и тут, становится очевидным, что политическая аллергия против Грузии, в большинстве случаев, никак не связана с Михаилом Саакашвили, а имеет более ранние корни. В те времена - господин бывший Президент России - а ныне одна из голов российского двуглавого орла, пытался представить Грузию «гнездом мирового терроризма» и даже, по собственной воле, «напал» на след Усама Бен Ладена в Панкисском ущелье. У него появилась прихоть - и он рассчитывал получить поддержку мирового сообщества в этой авантюре. Лидер империи даже намекнул, что в случае поддержки у него развязались бы руки, для чистки южных границ России. Добросовестные российские телевизионщики, с легкостью отыщут в своих архивах соответствующие кадры, когда, Путин беседовал со своими генералами о воздушной бомбежке Грузии.

В то время влиятельные «знакомства» Шеварднадзе, все же не позволили Путину осуществить эти «добрые намерения». «Путинский пасьянс» был разложен Бушу-младшему экс-госсекретарем Джимом Бейкеромс. И именно, при содействии Шеварднадзе был создан треугольник из представителей служб безопасности Грузии, США и России, который работал по панкисскому направлению. Путину, на этот раз не оставалось ничего другого, как подчинится воле Буша, но глава империи посчитал себя крайне оскорбленным, хотя бы тем, что террорист №1 до сих пор укрывается где-то на границе Пакистана-Афганистана. А вот - разрушение, или порабощение Грузинского государства стало для Путина просто навязчивой идей, этакой идеей фикс.

На этом фоне, но в другом ключе стали разворачиваться крайне любопытные, но малозаметные события. Газпром и другие мега-холдинги России, вдруг стали гарантированными точками политической пенсии для очень многих влиятельных политиков Европы, которые, фактически хором, начали убеждать своих граждан в «благообразии» России. В западных СМИ, публиковалось множество статей о том, что если Европа будет плохо обращаться с Россией, «медведь» просто раз - и перекроет газ, что очень плохо для Европы - так как Европа замерзнет. Европейских обывателей, от слова к слову, приучали к мысли, что, да, возможно в России и есть дефицит демократии, но не надо протестовать, а то антидемократы возьмут нас - и заморозят!.

Таким образом, Кремль, шаг за шагом, начал строительство собственной касты, лояльной по отношению к своим будущим поступкам... А в это время, в кабинетах, российских спецслужб велась усердная работа над сценарием подо названием «покорение Грузии», и на глазах всего мира, время от времени, безо всякого стеснения устраивались «показательные репетиции». А мир смотрел и молчал, или в лучшем случае «выражал крайнее возмущение и призывал стороны к диалогу». Нам давали мудрые советы - не поддавайтесь на провокации, но почему-то никто не советовал организаторам воздержаться от провокаций.

Россия перешла к конкретным действиям после того, как были сплетены все детали плана и подоспело время, (ослабевший, уходящий сегодня - завтра на покой Буш; гарантированная поддержка канцлера Меркель, которая однозначно «изобразила» операцию «красная линия синей полосы» заблокировав МАП для Грузии и Украины; считающийся союзником Николя Саркози, чей министр обороны задолго саммита в Бухаресте, поставил точку в надеждах Тбилиси и Киева; и множество других субъективных или объективных обстоятельств).

«Чтобы не предприняло руководство Грузии, интервенция была неизбежной», - писал российский эксперт Павел Фелгенгауэр, по завершению войны.

Но если Россия и так вынашивала планы оккупации грузинских земель, то, что же тогда означало это их западное «не поддавайтесь на провокации»? Очевидно, что за этими, на первый взгляд обычными фразами дипломатического языка, скрывалась другая правда. И мир, несмотря на то, что повернулся к Грузии спиной, после российской интервенции, день ото дня, убеждался ней. Последние визиты в Грузию высоких гостей, стали свидетельством того, что мир наконец-то прозрел и убедился в правде. Но до этого, президент Грузии считался «неприемлемым» политиком, неким «политическим изгоем». Теперь ситуация изменилась - эта факт, а вот субъективный доклад Хайди Тальявини пылится где-то на полках. А субъективный потому как, автор доклада, или же госпожа Тальявини не имеет ни малейшего представления, ни об истинных отношениях между Грузией и Россией, ни тем более о Грузии. К слову, в докладе, на уровне предположения, шведский политик, указывает и даже выражает сомнения в том, что грузины - одна из древнейших наций. Вот цитата из ее доклада: «Грузины, считает себя более древней нацией, чем русские». Согласно постулатам Тальявини, то, что мы знаем, и мы считаемся одной из древнейших наций в мире, совсем не факт. Если предположение возможно в одном случае, вероятно тогда, госпожа Тальявин не отберет право и для нашего предположения, а в частности того - что она, или же представители ее комиссии, не смогли удержаться перед искушениями огромной империи, существующей в 21 веке? Если она обладает правом предполагать, у нас тоже имеется подобное право. Или может в этом случае действуют двойные стандарты?


Другой вопрос - те претензии, которые могут существовать по отношению к руководству Грузии.

Однозначно, что существенной ошибкой была риторика - политическая власть Грузии, не сумела убедить ни Россию, ни абхазов и осетин в том, что не намерена осуществлять агрессию «против своих граждан».

Несмотря на то, что сегодня, один из радикальных оппонентов властей Ираклий Окруашвили с сожалением вздыхает о том, что территории Грузии потеряли именно действующие власти, не стоит забывать о том, что в 2004 году именно Окруашвили был автором цхинвальской авантюры, и свел диалог между двумя странами к уровню «фекалий».

Именно 2004 год - лег в основу для крайнего напряжения отношений между двумя странами. Но тут, ни в коем случае не хочется нивелировать роль главнокомандующего страны, который не сумел воспрепятствовать этому процессу.

Когда мы говорим о риторике, то необходимо уделить особое внимание тому, что в большинстве случаев, вместо фразы «мы вернем абхазов и осетин» - мы слышали «вернем Абхазию», и «восстановим территориальную целостность». «Разгром» т.н. Эргнетского рынка, который назвали чуть ли не линией разрушения государства - был абсолютной ошибкой. Это подтверждает хотя бы то обстоятельство, что новая Государственная стратегия Грузии предусматривает создания множества «цивилизованных Эргнети» вдоль оккупированных территорий. Тут же необходимо вспомнить и то, что мотивация, декларированная тогда для возрождения армии, совершенно не входила в интересы страны.

Иная тема - перманентное публичное унижение первого лица властей России - и это доказательство того, что в большинстве случаев, эмоции попросту побеждали дипломатию.

Но все же, так или иначе, после 2004 года, ситуация по отношению к Цхинвали, менялась довольно в позитивном русле. Международное вмешательство обусловило некоторый баланс России, что, бесспорно, вызывало раздражение Кремля.

«Для эффективного противостояния с США, НАТО и Европой, для России стало задачей стратегической важности пресечение подобной тенденции развития мирных процессов, избавление от голубых касок и международной ответственности, что, в это же время, в случае необходимости, развязало бы ей руки в осуществлении вооруженных операций против Грузии», - писал эксперт Гиоргий Вольский в письме о предпосылках августовской войны 2008 года.
событий.

Эксперты, которые разбираются в грузинском конфликте, сходятся во мнении, что власти Грузии, в значительной степени оказали содействие Россией в исполнении ее собственных целей, и доказательством этого называется несколько факторов.

В частности, власти, демонстративно выбыли из плана по урегулированию грузино-осетинского конфликта, который был профинансирован ОБСЕ. Был дан отказ от существующего формата. Так же ошибкой считается создание альтернативного правительства во главе с Дмитрием Санакоевым.

«Несмотря на просьбу международных организаций и партнерских стран, Парламент Грузии принял постановление о незамедлительном выводе из конфликтных зон миротворческих сил СНГ, что оказало содействие освобождению России от обязательств и осложнило конструктивные отношения Запада и России», - пишет Вольский.

Но, все же, если для нарушения планов Путина власти Грузии изображали из себя этаких «мальчиков отличников», которым не изменяет ни такт, ни воспитание и которые соблюдают принятые нормы дипломатии, это все равно бы не привело к положительному результату.

На Западе не поняли, или просто не хотят понимать что проблема далеко не в властях Грузии, выше уже отмечалось то, что и режим Шеварднадзе был не особо угоден Кремлю. Для России проблема заключалась и заключается в самой Грузии, в ее геополитическом расположении, в выборе который сделан в пользу демократии, в Западной ориентации и ментальности граждан Грузии - грузинского человека, для которого свобода стоит гораздо выше самого понятия демократии. Для Грузии свобода начинается не с норм и не с догм. Свобода для Грузин начинается с веры и с Грузии - и это генетический код. Для того, чтобы прибавить этой мысли больше эмоций, необходимо вспомнить слова, которые сказал большевикам на судебном процессе в 1922 году Католикос-Патриарх Амбросий Хелая: «Моя душа принадлежит Богу, мое сердце - родине, а мой труп я оставляю вам - стервятники!». Это не патетика, нет. Это мера измерения своды для грузин, и не имеет значение верующий он или атеист.

* * *

Частенько «друзья» с сожалением, но многозначительно говорят - власти Грузии поддались на провокацию... Выше уже говорилось несколько слов о провокациях, однако стоит немного развить эту тему.

Провокация латинское слово - provocatio и означает вызов. Углубляясь в детали, его значение звучит следующим образом: подстрекание отдельных лиц, группы лиц, организаций, государств к таким действиям, которые ведут к тяжелым, а в некоторых случаях, губительным для них последствиям. А теперь давайте зададимся вопросом - было ли это провокацией? И на один миг действительно согласимся с «друзьями».

Но пусть и эти «друзья», вспомнят обязательства которые возлагаются на любую власть. Как должны были поступить власти Грузии, когда ежедневно, осетинские сепаратисты под прикрытием российских миротворцев убивали мирное население и бомбили грузинские села?.. Что они могли сделать, кроме того, чтобы привезти в конфликтные зоны Грузию официальных представителей всех «друзей» и непосредственно продемонстрировать разбомбленные села, разрушенные дома... Что должны были делать власти Грузии кроме ежедневных заявлений, нот, встреч с послами и представителями международных организаций? Что?

Быть может надо было оказывать попустительство при убийстве своего населения и пусть бы Президент Грузии летел себе спокойно на Олимпиаду в Пекине, и там рассказывал бы мировым лидерам об убийствах его граждан, но, чтобы, не дай Бог, не поддаться (по велению «друзей») на провокацию, я решил приехать на Олимпиаду и рассказать обо всем вам? Интересно, смирились бы с подобной расстановкой власть и население Германии, Франции, Италии, Испании, Англии, США, Китая или любой другой страны? Неужто французы, немцы, испанцы, китайцы или другие, простили бы, что власти бросили своих граждане на произвол и незащищенными? Интересно было бы взглянуть на реакцию госпожи Тальявини, если бы рядом с ее домом убивали ее сограждан... А любопытно, чтобы сделали сами русские, если бы подобные действия осуществили против их страны, против их дома? Неужели, с одной лишь «высокой» целью - не поддаться на провокацию, они бы мирно ожидали того часа, когда враги по вырежут их?

Интересно так же, каким образом власти Грузии должны были сдерживать артиллерийский огонь? Почему Россия позабыла заключение и заявление, подписанное командующим миротворческих сил Маратом Кулахметовым, согласно которому он не мог сдерживать «неподвластную контролю» банду осетинских сепаратистов. А может быть эти банды как раз поддавались контролю, и в их состав входили представители регулярной армии России? Ведь Россия брала обязательства о миротворческой операции? Почему же тогда она не осуществила военную операцию против «бесконтрольных банд», не потому ли, что их действия были инициированы Кремлем, и, более того, не стали же бы они воевать с собственной армией?
Нет. Это не было провокацией - это была военная операция, которую начала Россия рукой «бесконтрольных бандформирований» осетинских сепаратистов, а затем открыто продолжила и сама.

Несмотря на то, насколько нуждается Европа или США в Кремле в целях совместной борьбы с общими угрозами, фактом остается то, что именно Россия начала 08.08.08 и Кремлю содействовали в этом именно те, кто назвал убийство мирного грузинского населения «непропорциональным использованием сил». Именно эти политики, являются соучастниками оккупации. Правда, у каждого свои причины - одни, из-за гарантированно теплой зимы, другие из-за отсутствия способности независимо решать проблемы в различных точках мира.

* * *
То что простительно большому, не прощается маленькому(?!), то - что прощается сильному - не простительно для слабых (?!). Но тем, кто устанавливает подобные «правила» можно сказать лишь одно - подобные «правила и справедливость» попросту аморальны. Аморальны в первую очередь перед малочисленным народом, и каким бы сильным и большим не был бы его сосед.

08.08.08 - все остальное так же хорошо известно... Хотя бы то, что полным блефом оказалась информация, запущенная пропагандистской машиной Кремля, об убийстве 2000 осетинских мирных граждан, что якобы и побудило Россию применить «непропорциональную силу».
Но хорошо известно и то, что эта «непропорциональная сила» оставила за собой разбомбленную и на половину сожженную Грузию, оставила за собой и оккупированные территории старины, и тысячи бездомных людей.

* * *
Но вместе с несчастьем, трагедией, горем и болью, августовская война оставила еще один след: 08.08.08 - это спасенная свобода и достоинство Грузии. А эта свобода равноправно принадлежит и абхазам и осетинам. И когда они осознают, что независимость заключается ни в признании со стороны Науру, и, под железным каблуком Кремля невозможно развиваться и быть свободным государством, тогда мы и вернем и абхазов и Абхазию, вернем и осетин и Цхинвали!

«GHN», Гоча Мирцхулава