О респонденте
В Грузии есть много представителей здоровых сил, и существует гипотетическая возможность открытия новой страницы отношений между Грузией и т.н. Южной Осетией. Однако это возможно лишь в том случае, когда к правительству Грузии придут не про-западные, не про-кремлевские власти, а власти, которые будут учитывать интересы самой Грузии.
Об этом, оценивая двухлетнюю годовщину августовских событий 2008 года, в интервью «GHN» рассказал т.н. посол Южной Осетии в России Дмитрий Медоев.
- Сегодня исполняется вторая годовщина со дня августовских событий 2008 года. Как бы вы оценили события двухлетней давности?
- Это трагичная, трагичная страница в истории Грузии, в истории отношений Осетии и Грузии. Этим варварским актом, тбилисский режим, нанес очень серьезный удар по историческим отношениям, очень близким отношениям, которые были все время, поэтому мы будем вспоминать в эти дни всех наших братьев и сестер, невинно убиенных, в результате варварской атаки в ночь с 7 на 8 число.
Что касается изменений, то изменился Кавказ, изменилась карта Кавказа, появились два новых государства. Изменился и окружающий мир. Очень серьезные процессы прошли на всем пространстве, которое окружает и Осетию, и Грузию, и Кавказ. Сложилась новая реальность, с которой придется считаться, не только международному сообществу, но и Грузии тоже. Я хочу напомнить, что Эдуард Кокойты сделала, очень интересное, и на мой взгляд своевременное заявление о том, что надо думать о налаживании двухсторонних межгосударственные отношения между Южной Осетией и Грузией. Это очень важное заявление, к которому надо прислушаться и Тбилиси и международному сообществу тоже.
- Правительство Грузии подготовило Государственную стартеию, в которой ведется речь об восстановлении двухсторонних отношений - если не политических, то культурных, гуманитарных связей. Что вы можете сказать по этому поводу?
- Это мы уже проходили. Мы слышали очень много разных инициатив, которые были написаны в Тбилиси, а может быть даже за океаном. Последняя бумага, написанная в Тбилиси является «филькиной грамотой», как говорят здесь в России, и ничего из себя не представляет. Там нет содержания, там нет адресата, и все что сегодня предлагается режимом Саакашвили не приемлемо для нас, так как мы считаем этот режим преступным и по отношению к Осетии, и по отношению к собственному, грузинскому народу.
- Существует мнение, что августовские событие были хорошо спланированной провокацией со стороны России, на которую ответила Грузия, и которая фактически пошла на поводу у этой провокации. Как вы считаете, было ли это все провокацией?
- Вы знаете, может быть, я скажу для грузинской аудитории что-то новое, но мы, не раз говори ли об этом - к сожалению, в последнее время, центром, где рождаются провокации, является администрация Саакашвили. Иногда даже кажется, что на многочисленных тренингах за рубежом, их обучали тому, как делать провокации. Мы наблюдаем это с 2003 года, с того момента, когда к власти, пришла эта новая команда. Пришла она антиконституционным путем, но это внутреннее дело Грузии, и я бы не хотел это комментировать. Но, провокации начинаются именно тогда, когда этот режим пришел и окреп в этой власти, получил множество заграничных денег и траншей, и все это было направлено на то, чтобы направить всю грузинскою армию против Южной Осетии. Ведь сколько грузинских солдат погибло. Во всем этом виноват режим Саакашвили. Он погубит Грузию. Но это тоже внутреннее дело Грузии.
- Но как же нам быть? Мы соседи. Никто не собирается переселяться. Надо как-то налаживать отношения и надо как то жить. Есть смешанные семьи, контакты на человеческом уровне. Как вы считаете, что будет в будущем? Как же нам быть?
- Я не хочу выступать роли человека, который со стороны оценивает или дает советы грузинскому народу о том как быть. Но у меня есть собственное мнение, которое я выскажу с удовольствием. Считаю, что когда в Грузии к власти придут не про-запданые, не про-кремлевские, или какие-то там другие силы, а собственно про-грузинские силы, и когда грузинский народ, который сегодня отстранен от управления собственной страной будет управлять своей страной, и будет про-грузинское правительство, то оно, обязательно, мне так представляется, должно первыми шагами, первыми заявлениями дезавуировать те ошибки, которые были у прежнего руководства, признать эти ошибки, покаяться, перед собственным народом в том числе, покаяться перед осетинским народом, перед абхазским народом, за те войны и агрессию, которые чинили предшествующие правительства. Это было бы шагом к примирению, и гипотетически, можно было бы открыть новую страницу, которая означает признание сложившихся реалий. Южная Осетия готова к двухсторонним, равноправным, межгосударственным отношениям и не только с Грузией, но и другими странами. Вы правильно отметили, что мы соседи, мы никуда не собираемся уходить, и дарить территории нашей республики Вашингтону или Москве. Это наша страна и мы стараемся жить и строить современное, демократическое, цивилизованное государство. Вот из чего мы исходим. И рано или поздно, понимание этого, должно прийти в умы нового поколения грузинских политиков. В Грузии есть несомненно, и я отлично знаю очень многих представителей здоровых сил. В Грузии есть истинные патриоты своей страны, а патриотизм своей страны означает и уважение в отношении других стран и других народов. Я знаю, что сегодня эти силы задавлены, им трудно. Иногда мы слышим их голос и нам приятно.
- Какие силы вы имеете в виду?
- Голос здоровых сил Грузии. Поконкретнее я не могу говорить, потому что опасаюсь за судьбу, здоровье и жизнь этих людей, потому что, к сожалению, в Тбилиси такой режим, что он не только открыто против, он по полной программе преследует инакомыслие. По этому, я не буду открыто называть этих людей.
«GHN». Беседовал Екатерина Момцелидзе.