О респонденте
8 августа исполнилась вторая годовщины со дня начала войны между Россией и Грузией. Два года назад, международное сообщество оценило оккупацию территорий и этническую чистку грузинского народа только как «непропорциональное применением силы», однако, Западу и США потребовалось не так уж много времени, чтобы понять кто прав, а кто виноват. Сегодня, уже многие сходятся во мнении, что слово «оккупация», можно использовать при оценке действий России. Для того, чтобы получить признание Абхазии и Цхинвальского региона со стороны Науру, Никарагуа и Венесуэлы, России пришлось потратить до 200 миллионов долларов.
Два года - незначительный срок после войны между Россией и Грузии которая началась 8 августа 2008 года, но за это время произошло изменений, о которых в беседе с агентством «GHN» рассказал государственный министр Грузии по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили.
- 8 августа, исполняется вторая годовщина со дня начала российско-грузинской войны. Что изменилось за это время?
- В первую очередь изменилось то, что если раньше шла речь о «признании» Абхазии и Цхинвльского региона, в качестве независимых республик, то сегодня, эти регионы воспринимаются не иначе как оккупированные территории. Это качественное изменение, которое не только затрудняет процесс признания Абхазии и Цхинвали со стороны других государств. Изменен контекст, и этот процесс получил реальное название. Это - оккупация.
- На протяжении двух лет, часто говорили о том, что Запад и США позабыли Грузию. Как вы считаете, изменился ли интерес по отношению к нашей стране на международном уровне?
- Нет. Напротив, я думаю, что международная поддержка существенно возросла. Тот «парад», который был в нашей стране некоторое время назад, я подразумеваю визиты высокопоставленных гостей, явно указывает на это. Кроме этого, необходимо отметить ту помощь, которую оказали дружественные страны и международные организации, эффективное использование которых, помогло нам преодолеть экономический кризис. Думаю, что так же имеет значение та разумная политика, которая осуществлена для стабилизации страны. Тот внутриполитический кризис, который мы преодолели в прошлом году, и выборы в органы самоуправления, которые прошли в этом году на высоком уровне, вернули позитивное место Грузии на мировой карте, и на этом фоне не удивительно подобное внимание со стороны международного содружества.
- На первый взгляд, с 2008 года, Россия сумела укрепить свои «правила игры» на международной арене. Хотя бы вспомним то, что Кремль заблокировал все резолюции в международных организациях и вынудил Европу считаться с собой...
- Я так не считаю. Сомневаюсь в том, что России удалось до конца пронести свои позиции. Если пересмотреть то, что Москва получила за свои империалистические умыслы, то мы увидим, что да, действительно, Грузия, контролирует немного меньшие территории, чем до войны, однако, статус миротворцев поменялся на статус оккупантов.
Вместе с этим, Россия умудрилась смутить ситуацию в Киргизии, которую не может упорядочить до сих пор, и умудрилась добиться того, там даже не продают русским хлеб. С одной стороны, она достигла Севастопольского соглашения в Украине, а с другой не понятно, что она там собирается размещать, так как их военная индустрия идет вниз. Главное и то, что она не смогла пронести в Украине такие политические вопросы, как присвоение русскому языку статуса государственного языка, продажу «Газпрому» украинской газораспределительной системы и т.д.
Внешняя политика России потерпела серьезный крах. Она не смогла добиться и десятой части того, из-за чего начинала войну с Грузией, но получила такой урон, который не сможет подсчитать на протяжении еще нескольких лет.
- Что должны сделать власти Грузии для того, чтобы заинтересовать абхазов и осетин в участии в Государственной стратегии Грузии по оккупированным территориям?
- Мы никого ни кого, ни к чему не принуждаем. Мы предлагаем средство и механизмы, и те, у кого будет желание, воспользуются ими. Мы не собираемся никого подкупать, и никого приглашать. Мы создаем средство для наших же граждан. Кто-то его использует, кто-то нет. Люди - которые живут там, находятся под оккупацией, и все должны хорошо понимать, у этого плана нет другой альтернативы.
- Может быть граждане, проживающие на оккупированных территориях, и хотят подключиться к этим проектам, но насколько им позволят сделать это оккупационные власти и сепаратистские режимы?
- Естественно не исключено, что все будет заблокировано, но и блокирование имеет свой политический вес и цену. Это не так уж легко. К примеру, они решили заблокировать торговлю с остальной Грузией, а в результате был сорван туристический сезон в Абхазии.
- Эксперты говорят о том, что Россия до конца года, после того как завершится строительство объездной дороги, выведет оккупационные войска из Переви... Насколько это ожидаемо?
- У меня есть информацию, и не только я уверен в этом, что рано или поздно Россия уйдет не только из Переви, но изо всей Грузии, так как они ушил из Тбилиси, Ахалкалаки, Поти, Гори, Батуми. Произойдет это одновременно или по частям - покажет время. Факт остается фактом, что российская сторона нарушает договор Саркози-Медведев от 12 августа, и никто в мире не собирается закрывать на это глаза. Возможно, в связи с этим, на Россию и не наложат прямых санкций, однако никто не собирается забывать этого, и, тем более, никто не собирается регистрировать Абхазию и Цхинвальсккий регион в качестве сферы влияния России.
- Часто говорят, что августовскую войну 2008 года можно было избежать посредством дипломатических путей. С пересмотра событий двухлетней давности, согласны ли в с этим мнением?
- Была возможность избежать войну. Но не с нашей стороны. Это стало бы возможно в том случае, если бы наши западные партнеры были бы более активными.
Беседовала Тамара Мамукашвили