О респонденте
Если Грузия признает геноцид черкесов, то таким регионам как Борчола (Квемо Картли) и Джавахети - придется разделить судьбу Абхазии и Южной Осетии - статьи подобного содержания появились в российских СМИ. Своим мнением о перспективах и возможных вариантах развития событий, а так же желательной позицией по признанию геноцида черкесов Парламентом Грузии, поделился с агентством «GHN» известный грузинский эксперт по вопросам Кавказа Мамука Арешидзе.
- Господин Арешидзе, насколько реальной вам представляется угроза того, что такие регионы Грузии как Борчола и Джавахети могут разделить «судьбу» Абхазии и Цхинвальского региона страны.
- Это виртуальная идея, которая сформировалась в Кремле и которая не имеет оснований. Об этом говорят все время. На этот раз речь идет только о Борчоле и Джавахети, но более популярным является упоминание Аджарии и Самегрело.
До тех пор, пока существуют особые отношения между Грузией и Азербайджаном, тема Борчолы - исключена. На первый взгляд, Грузия очень зависит от Азербайджана. В это же время, Азербайджан так же имеет свои конкретные интересы в системе энергоносителей, которые проходят по Грузии. Исходя из этого, обе стороны деликатно подходят к положению этнических групп как в Квемо Картли, так и в Саингило.
Что касается Джавахети, то не удивительно, что Россия имеет тут больше влияния. Если закрыть глаза на все другое, то в Джавахетии до сих пор живут люди, которые работали на российских базах, и, предположительно, на них должно быть влияние. Таких людей - более тысячи. С другой стороны, руководство Грузии, с определенным преимуществом владеет там ситуацией, так что, «замутить воду» в Джавахети не так то легко. Но так же, не будет удивительным, если Россия все же попытается сделать это.
- С политической точки зрения насколько оправданным может быть факт признания Парламентом Грузии геноцида черкесов?
- Я не сторонник признания геноцида, хотя бы потому, что вполне естественный вопрос может появиться хотя бы у тех же армян - если признали тот геноцид, то почему не признают наш? У армян серьезные аргументы. Вопрос их геноцида признал Парламент Франции - один из важнейших органов одной из величайших стран.
В подобном случае, мы окажемся в неудобном положении. Я думаю, что данный вопрос представляет собой тему для серьезного изучения. Я не употребляю слово «геноцид» - я пользуюсь следующей формулировкой, которую должен принять Парламент: то, что произошло в 19-ом веке, и то, что произошло в 40-ых годах 20 века - это трагедия черкесов, абхазов и других кавказских народов. Кроме этого, не стоит забывать, что не меньшая трагедия произошла и с грузинскими мусульманами, которых в тот период выселили из Грузии. Так что это комплексный вопрос, который надо изучать комплексно. Процесс изучения должен быть ориентирован на установление причин и результатов этой трагедии, и будь то черкесский, абхазский или чеченский народ - они должны получить моральную компенсацию.
Что касается слова «геноцид», его надо использовать с осторожностью. Во-первых, слово «геноцид» возникло в 1943 году, а слово «трагедия» охватывает намного большее. Оно означает и этническую чистку, и вопросы геноцида и многое другое. По этому, в данном случае лучше использовать этот термин, так как он не является политическим. В случае использования политического термина у нас будут проблемы и с Арменией, и с Россией и с другими.
- С учетом всего этого, может ли всплыть вопрос Джавахети?
- Естественно, что этот вопрос могут активизировать. Хотя, если России потребуется активировать вопрос Джавахети, то это возможно и без вопроса черкесов. Я повторяю, ей будет очень трудно, но это возможно.
- В статье на сайте «Российский миротворец», речь идет о том, что в интересы Грузии входит срыв Олимпиады 2014 в Сочи...
- Вопрос Олимпиады в Сочи, актуален и без подключения Грузии, так как черкесы активно ставят вопрос формата проведения Олимпиады. Они считают, что часть олимпийских трасс, проходит по селам их предков, подразумевается территория «Красной поляны», где расположены лыжные и некоторые другие трассы. Черкесы считают, что это их территория, и до проведения Олимпиады, необходимо было договориться с ними.
Естественно, что никто не учитывал мнения черкесов. У России и так создались проблемы по этому направлению, тем более, что вся европейская американская диаспора, и диаспоры некоторых азиатских стран, кроме Турции, выступает против этой Олимпиада.
Так что, это и без того проблемный вопрос, и не правильно все до конца перекладывать на Грузию. Думаю, что в первую очередь, если Россия хочет нормально провести Олимпиаду, она должна сама решить эту проблему.
- Если Олимпиада пройдет в Сочи, то российская сторона может расценить это как поддержку международного сообщества по отношению к той политике, которую она проводит на Кавказе...
- Это немного сложный вопрос. В Китае тоже прошла Олимпиада, и тогда получается, что мир поддержал действия Китая в Тибете?! Это не так. Это нонсенс. Действительно, у русских есть аргументы, что Олимпиада в Китае не проходила на территории Тибета, но тут другая ситуация: Сочинская Олимпиада проходит на Северном Кавказе, на земле черкесов. Это совершенно иное политическое явление, которое имеет другую подоплеку. Не думаю, что эта Олимпиада пройдет без эксцессов. Естественно, я не подразумеваю террористические акты, я подразумеваю акции протеста. Эта Олимпиада не будет проходить с целью поддержки российской политики, это будет просто мероприятием, потому что, срыв зрелищности Олимпиад в Москве и Лос-Анджелесе, это не принесло мировому спорту ничего хорошего. По этому, все будут воздерживаться от срыва этой Олимпиады.
- Грузинская сторона не однократно протестовала против вывоза инертных материалов из Абхазии для строительства в Сочи. Как вы считаете, окажет ли этот факт влияние на Олимпиаду 2014?
- Власти Грузии не должны брать ориентир на срыв Олимпиады, так как это не верный подход и общественность воспримет это не верно. Ориентиром Грузии может быть только помощь черкесскому и кавказским народам, с целью узаконивания их конкретных требований.
Со стороны властей России будет самым выигрышным - удовлетворение определенных претензий черкесов, а не дестабилизация ситуации в Грузии. Это им подвластно. Хотя бы признание на законодательном уровне, что произошло в 19 веке. Власти России боятся, что если они признают трагедию черкесского народа, то у них появятся финансовые претензии, к примеру, с точки зрения компенсации, но Россия - большая страна и должна смирится с этим. А теперь получается, что Россия не хочет признавать своих ошибок, и борется с другой страной?! Это нонсенс.
- Россия вновь завиляет, что, в том случае, если Грузия признает геноцид черкесов, любые переговоры с Грузией, по любым вопросам - исключены....
- Если Парламент Грузии примет подобное решение, это означает что поставлена политическая печать и между Россией и Грузией начинается война, что не устраивает нас. Нас устраивает процесс. Весь этот процесс, поставленный на маленький огонь, должен продолжаться всегда. Россия должна видеть неприятные признаки, импульсы от Грузии, с тем, чтобы они оказали реагирование по черкесам.
Если мы поставим политическую печать, то мы должны развязать войну с Россией, хотя бы информационную. Что мы выиграем от этого? Ничего, кроме того, что и другие нации - армяне, курды - потребуют от нас признания их геноцида. Это очень сомнительный процесс, и он не приемлем для меня.
Я склоняю голову перед той болью, которую пережил черкесский народ, ингуши, чеченцы, абхазы, однако, обязательно, дать этому другую оценку, а не политическую: помочь им достичь цели, с тем, чтобы Россия начала рассматривать их проблемы.
Беседовала Тамара Мамукашвили, «GHN»