Президент Дмитрий Медведев и премьер Владимир Путин разошлись во мнении, раскрыт ли теракт в «Домодедово» и пора ли об этом рапортовать, причем разошлись настолько явственно, что эту тему не упустила практически ни одна из российских газет, сообщает «GHN».
Большинство политологов сошлись во мнении, что «борьба аппаратов» главы государства и главы правительства все больше перерастает в публичную персональную конкуренцию первых лиц, и связано это с выборами 2012 года. Напомним, их победитель останется на посту уже на шесть лет, а не на четыре, как сейчас.
Напомним, еще в последние выходные января официальный представитель Следственного комитета (СК) России Владимир Маркин неожиданно объявил о раскрытии теракта. Однако вскоре новости были подкорректированы, а телеканалы стали называть это «серьезными подвижками» в расследовании, передает NEWSru.com.
Вечером в среду 2 февраля о раскрытии теракта весьма четковысказался Путин во время в телецентр «Останкино», где в неформальной обстановке состоялась его встреча с журналистами Первого канала. «Идет следствие, люди работают, работают результативно», - рассказал он. На уточняющий вопрос, есть ли уже какие-то зацепки, премьер ответил: «Не зацепки, можно считать, что дело в целом раскрыто».
А в четверг 3 февраля Медведев принял в Кремле главу ФСБ Александра Бортникова и руководителя СК Александра Бастрыкина. Первый доложил президенту, что личность смертника установлена, а люди, которые могут помочь выйти на причастных к взрыву, задержаны. Бастрыкин добавил, что следователи сработали оперативно, что позволило в течение двух суток идентифицировать личность террориста.
Однако похвалы силовики не дождались. Напротив, глава государства дал и им, и заочно - Путину, резкую отповедь: «Считаю абсолютно недопустимым, когда до проведения всех следственных процедур и подготовки обвинительного заключения кто-либо объявляет о раскрытии преступления, тем более такого тяжкого, как преступление террористической направленности. Надо работать, а не пиариться».
Как поясняет «Московский комсомолец», досрочно заявлять о раскрытии преступления формально не запрещено. В уголовном праве нет четкого определения на эту тему. Однако, исходя из самого духа закона, такое заявление можно делать только после вступления в силу обвинительного приговора. Очевидно,
Медведев как юрист придерживается именно такого мнения.
Политолог Ростислав Туровский в комментарии «Ведомостям» напомнил, что разночтения по теракту в «Домодедово» у президента с премьером были и раньше. Медведев начал резко искать виновных, порицая и менеджмент аэропорта, и руководство МВД и ФСБ. Правительство же очевидно не стремилось к подобной публичности. Но вчерашние разногласия касаются зон влияния, ведь силовики подчиняются напрямую президенту, подчеркнул источник, близкий к кремлевской администрации.
В свою очередь глава Центра политической информации Алексей Мухин подсчитал, что уже в третий раз президент указывает премьеру на недопустимость резких высказываний. Первый раз это было, когда Путин сказал, что существуют политики во внесистемной оппозиции, которых не стоит упоминать, а Медведев - что эти политики уважаемые люди. Второй раз президент осадил премьера, когда тот комментировал статус Михаила Ходорковского и Платона Лебедева до оглашения приговора, напомнил эксперт «РБК Daily». Наиболее интересные цитаты из СМИ по теме - на сайте «Заголовки.ru».
Издание «Газета.Ru» приводит вывод независимого политолога Дмитрия Орешкина, считающего, что в истории с терактом просматриваются ценностные расхождения тандема. Путин «во вполне советских традициях» считает правильным доложиться о проделанной работе начальству, коим в данном случае является налогоплательщик. Но у человека со стандартным набором ценностей это вызывает оторопь - он не понимает гордости за раскрытое преступление, если теракт не был предотвращен.
Явная демонстрация разногласий тандема имеет стратегическое значение, полагает эксперт. И Медведев, и Путин посылают сигнал элитам о том, что окончательный выбор насчет 2012 года еще не состоялся. «Если становится видно, кто именно будет, а кто сдался, от второго начинают отворачиваться и перебегать на нужную сторону», - объясняет Орешкин. Поэтому президент подчеркнуто жестко делает заявления, которые позиционируют его как самостоятельную фигуру.