Выступления оппозиции в Армении стали тревожным сигналом, но говорить о смене власти в стране преждевременно - таково общее мнение российских и армянских экспертов, сообщает «GHN».
В четверг, 17 марта на площади Свободы в центре Еревана оппозиция впервые за три года смогла провести митинг. Сама площадь была закрыта с 2008 года, когда в столкновениях с полицией после президентских выборов погибли десять человек.
В ходе нынешнего митинга, собравшего по призыву Армянского национального конгресса (АНК) несколько тысяч человек, оппозиция объявила, что берет курс на «бескровную революцию». Основными требованиями АНК и его союзников являются освобождение политических заключенных, защита конституционных прав граждан и проведение внеочередных президентских и парламентских выборов, передает РИА Новости.
Митинг прошел мирно, столкновений с силами правопорядка отмечено не было. Но оппозиция предупредила, что если власти не выполнят ее требований, то уже 8 апреля они вновь выведут людей на улицы.
«Ситуация в Армении достаточно сложная, и есть вероятность того, что мирные выступления оппозиции могут перерасти в нечто большее, создавая угрозу правящей политической элите, власти как таковой», - сказал генеральный директор Информационно-аналитического центра МГУ Алексей Власов РИА Новости.
Однако, по его словам, главным сегодня является вопрос о том, насколько АНК готов в случае форс-мажорных обстоятельств эту власть взять.
«Перевод ситуации в «горячую» фазу неизбежно приведет к расколу в армянском обществе. И тут возможен в большей степени не тунисский, а ливийский сценарий, так как и у Саргсяна (президента Армении), и у тех, кто за ним стоит, и у АНК есть очень серьезная мобилизационная база поддержки. Фактически это будет означать раскол Армении», - убежден политолог.
По мнению эксперта, России выгодно, чтобы стороны добились компромисса даже в условиях, когда неясно, «готовы ли они к этому компромиссу и на каких условиях».
«Главный риск у Армении сегодня состоит не в разнице политических потенциалов Левона Тер-Петросяна (лидер АНК, первый президент Армении) и Сержа Саргсяна, а в том, что в стране сложилась неэффективная модель экономических и социальных отношений, которая и воспроизводит раз за разом протестный потенциал, особенно в молодежной среде. От того, будет ли меняться ситуация, будут ли выстраиваться новые подходы в социально-экономической сфере, и зависит будущее армянского общества и государства», - сказал Власов.
Говорить о революции и революционной ситуации в Армении нет оснований, считает директор армянского Института гражданского общества и регионального развития Агавни Караханян.
«Вероятность дестабилизации обстановки ничтожна мала, я бы даже свела ее к нулю. Ситуация хотя и сложная, но не вызывает особых тревог и опасений», - сказала она.
По ее словам, речь идет о том, что своими выступлениями оппозиция заявляет о себе с учетом предстоящих парламентских выборов, но при этом действует совершенно иначе по сравнению с тем, что наблюдалось в 2008 году.
«Изменились риторика, фразеология, методы ведения борьбы. Даже прошедший накануне митинг только подтвердил готовности власти и оппозиции к диалогу и обозначил явные изменения внутри политического поля», - подчеркнула она.
Повторение египетского или какого бы то ни было еще сценария, по ее мнению, в Армении невозможно.
«Идут обычные для многих стран демократические процессы. Власть и оппозиция готовы спорить, убеждать, доказывать, но при этом никто не демонстрируют мускулы и не проявляет агрессии. Происходит розыгрыш ролей в рамках внутриармянского сценария, весьма далекого от тех событий, которые происходят на Ближнем Востоке и в Северной Африке», - отметила эксперт.
События на площади Свободы, уверена Караханян, являются предвестниками значительных изменений в политической, экономической и социальной сферах жизни страны. Не исключила она и больших изменений в качественном составе будущего парламента.
«Жаль, что многие увидели в выступлениях угрозу. Лично я вижу больше позитивных моментов, которые говорят о том, что наше общество достигло более высокой ступени демократического развития. Если власть и оппозиция готовы говорить и слушать друг друга - это значимое достижение», - сказала она, добавив, что при этом вряд ли стоит ожидать досрочных парламентских или президентских выборов или перехода к открытой конфронтации
Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко, признавая опасность дестабилизации ситуации в Армении вследствие выступлений оппозиции, все же считает, что угрозы смены власти в стране нет.
«У нынешнего руководства Армении есть достаточная поддержка населения. При этом нельзя сбрасывать со счетов и силовую составляющую. Неслучайно оппозиция сразу заявила о готовности договариваться с властью и решать все вопросы мирным путем», - сказал он.
В тоже время эксперт напомнил, что армянское государство находится в сложной геополитической среде и любые политические катаклизмы чреваты серьезными осложнениями.
«Борьба за власть обострит внешние угрозы для армянской государственности с учетом нерешенных территориальных вопросов. Нет гарантии, что внутренние разборки спровоцируют внешние процессы, последствия которых несут большую опасность для всех жителей, независимо от политических пристрастий и убеждений», - сказал Минченко.
«То, что происходит в Армении - ее внутреннее дело», - считает заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.
По его мнению, вряд ли стоит ожидать смены власти в Армении путем пусть даже «бескровной революции».
«Вероятность такого исхода я оцениваю не более чем в 20%», - сказал он, не исключив, что ради сохранения стабильности руководство страны пойдет на определенные уступки, и оппозиция сумеет добиться выполнения ряда своих требований.
Политолог также отметил, что вокруг Армении давно сложилась неблагоприятная геополитическая обстановка.
«Если в стране начнется полный хаос, то у Азербайджана возникнет очень сильное желание воспользоваться ситуацией для решения законсервированного карабахского конфликта», - считает эксперт.
По его мнению, жажда власти может заставить оппозицию забыть о такой опасности, и тогда встанет вопрос о цене победы.