Директор национальной разведки генерал-лейтенант ВВС в отставке Джеймс Клэппер выступая в сенатском Комитете по вооруженным силам с докладом о современных и будущих угрозах национальной безопасности США, сделал сенсационное заявление, идущее вразрез с политическими установками Белого дома, сообщает «GHN».
Он объявил, что Китай и Россия являются «смертельными врагами» Америки. Но при этом он ни слова не сказал о главных странах антиамериканской оси зла Иране и Северной Корее. Более того, шеф разведки заявил, что Муаммар Каддафи разобьет своих противников и останется лидером Ливии. Такая убежденность главы всех разведслужб Америки вызвала весьма острую и неоднозначную реакцию законодателей, передает газета «НОВОЛИТИКА».
В своем докладе шеф американских разведчиков дал довольно скромные оценки развитию вооруженных сил Китая и России. По мнению Клэппера, экономические успехи Китая, преодоление им последствий мирового кризиса и обретение статуса второй крупнейшей экономической державы в мире в значительной мере предопределили возможность реализации долгосрочной программы модернизации ВС Пекина.
В ответ на обеспокоенность различных стран интенсивными мерами руководства Китая по наращиванию своего военного потенциала глава КНР Ху Цзиньтао официально заявил, что Пекин является твердым приверженцем мирного и прагматического курса в международных отношениях. Этот тезис был растиражирован китайской партийной прессой и неоднократно звучал в выступлениях правительственных чиновников Поднебесной. О неизменности строгого следования государственным руководством Китая выбранной внешнеполитической линии Цзиньтао еще раз объявил и во время своего визита в Вашингтон в январе этого года.
По словам генерала Клэппера, разведывательное сообщество США, продолжающее внимательно следить за ростом убежденности пекинского руководства в расширении его влияния на формирование внешнеполитической обстановки в мире, не исключает возможности того, что это может стать причиной занятия руководством Китая более жесткой позиции на международной арене и вызвать рост вероятности возникновения заранее не планируемых конфликтов КНР с соседними странами, особенно в вопросах, связанных с приоритетами на морских территориях.
Как отметил лидер разведывательного сообщества США, в 2010 году отношения Китая с Тайванем оставались на устойчивом уровне и носили положительный характер. Сторонами было подписано рамочное соглашение об экономическом сотрудничестве. Однако эта относительная стабильность может быть разрушена, если руководству КНР и Тайваня не удастся обеспечить постоянный прогресс в экономическом и политическом диалоге.
Как объявил Клэппер, к последовательной реализации программы модернизации своих ВС Китай приступил в конце 90-х годов, когда на примере войн в Ираке и на Балканах его руководство поняло, какую угрозу может представлять высокоточное ракетное оружие. ЦК КПК стал вкладывать значительно большие средства в создание баллистических ракет ближнего и среднего радиуса действия, в развитие военно-морского флота, авиации, в модернизацию систем противоракетной и противовоздушной обороны, в разработку космических систем военного назначения, а также в создание систем разведки, наблюдения и обнаружения.
Недавно Китай испытал истребитель пятого поколения J-20, что, как отметил директор, свидетельствует о твердом намерении лидеров китайских коммунистов создавать оружие мирового уровня. Однако генерал считает, что КНР добилась еще очень незначительных успехов в развитии своей военной техники. На этом пути Пекину придется преодолеть еще крайне серьезные трудности, и потребуется очень большое время, прежде чем военная промышленность Китая будет способна производить вооружения, по своим ТТХ сопоставимые с лучшими мировыми образцами.
Относительно России Клэппер заявил, что прошлый год был отмечен существенным прогрессом в развитии российско-американских отношений. В апреле 2010 года между РФ и США был подписан новый Договор о стратегических наступательных вооружениях (СНВ/START). Кремль также продемонстрировал готовность сотрудничать с Белым домом в целом ряде приоритетных областей, включая борьбу с распространением производства наркотиков в Афганистане и перекрытие транзитных путей их доставки в Россию, Европу и Америку, совместно США и другими странами оказывать противодействие развитию военной ядерной программы Тегерана, обсуждать пути сотрудничества с США и странами НАТО в области создания ПРО в Европе, а также провести переговоры по Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) (Treaty on Conventional Armed Forces in Europe - CFE). Кроме того, Россия предпринимала все необходимые меры для вступления в ВТО и несколько продвинулась в этом направлении.
Однако, как отметил генерал, между двумя странами существуют и определенные разногласия. Некоторые представители российского руководства высказывают опасения, что создание ПРО в Европе в конечном итоге направлено против России. Кремль не желает обсуждать с Белым домом вопросы вывода российских войск из Южной Осетии и Абхазии и признать территориальные претензии Грузии. Помимо этого некоторые российские официальные лица и крупные лоббисты выражают сомнение в том, что вступление в ВТО соответствует национальным интересам их страны.
При реализации программ развития ВС Москва, как утверждает Клэппер, исходит из того, что США и НАТО являются главными стратегическими вызовами России, а их военный потенциал - крупнейшей угрозой. Стратегические ядерные силы РФ способствуют сдерживанию мирового конфликта и росту ее геополитического влияния. Обычные ВС России имеют достаточной высокий уровень боевой готовности и нацелены на Западную Европу, Кавказ, Центральную Азию и Дальний Восток. Они обеспечивают влияние Кремля в этих регионах и образуют пояс безопасности, с границ которого Россия будет защищать свою территорию.
Хорошо организованные, но мало масштабные маневры российского ВМФ на Атлантике, в Индийском океане, в Средиземном и Карибском морях традиционно показывают мирный характер использования военно-морского арсенала и преследуют цель демонстрации того, что Россия продолжает оставаться крупной морской державой.
В 2008 году Кремль объявил о начале реализации амбициозного плана развития ВС, целями которого является создание в течение 10 лет более мелких, более мобильных, лучше обученных и модернизированных воинских формирований. Этот план демонстрирует радикальный отход от принципов военного строительства, которым следовало руководство ЦК КПСС и МО во времена СССР.
Лидеры России вполне осознают потенциальную возможность участия войск Запада в военных столкновениях на ее границах. Их обеспокоенность возможностью возникновения вооруженных конфликтов и возможностью эскалации противостояния, а также вероятностью возникновения некоторых неудобств чисто военного характера, которые могут стать следствием расширения зон кризисов или конфликтов, может привести к решительной и быстрой реакции российских ВС на возникшие обстоятельства. Однако, как подчеркнул генерал, по мере восстановления российской армии и укрепления позиций Москвы на международной арене ее руководство будет более склонно принимать решения о непосредственном участии воинских контингентов ВС России в международных миротворческих операциях, что является положительным фактором.
Начальник американских рыцарей плаща и кинжала в своих оценках развития военных потенциалов России и Китая практически не сказал ничего нового. Все приведенные им факты в той или иной форме уже звучали в американской и мировой прессе. Однако последующее обсуждение доклада генерала Клэппера и сделанное им заявление повергли сенаторов в состояние, близкое к шоку.
Сенатор-демократ от штата Западная Вирджиния Джо Мэнчин спросил директора, что, по его оценке, «является величайшей угрозой США в мире». Мэнчин хотел услышать мнение Клэппера о том, что сегодня и в будущем будет больше всего угрожать Америке - укрепление армий различных государств, рост их экономического потенциала или то и другое вместе.
Ответ, прозвучавший из уст Клэппера, стал полной неожиданностью для членов комитета. Генерал сказал, что у русских «имеется очень мощный ядерный арсенал», который представляет для США, «потенциально смертельную угрозу», но добавил, что, по его разумению, Россия не намерена «его использовать».
Относительно военной опасности США, исходящей от Пекина, генерал был столь же категоричен. «Безусловно, Китай наращивает свой военный потенциал. У него полный набор неядерных и стратегических сил, которые Китай постоянно наращивает. Поэтому они тоже с точки зрения возможностей потенциально представляют для нас угрозу - смертельную угрозу. Но здесь присутствует вопрос, на который мы, как вы знаете, всегда отвечаем с трудом. Это вопрос о соотношении намерений и возможностей», - заявил директор разведки.
На вопрос о положении в Ливии Клэппер ответил, что «пока ситуация патовая, с колебаниями то в одну, то в другую сторону, но со временем, в более долгосрочной перспективе, мне кажется, что режим одержит верх».
Белый дом моментально открестился от заявлений Клэппера. Советник президента Обамы по национальной безопасности Том Донилон отметил, что дело не в ошибочности суждений Клэппера относительно Ливии. Он считает, что директор при оценке ситуации в этой стране просто исходил из статических факторов и никак не учитывал динамику развития конфликта. Правда, на вопрос одного из журналистов, доволен ли президент работой своего директора, в оценках которого не рассматривалась динамика возможного развития событий в Ливии, советник заявил, что «президент очень доволен работой генерала Клэппера».
Заместитель Донилона Бен Роудс выступил против заявлений директора Клэппера о России и Китае. Он сказал, что ни одна из этих стран в настоящее время «ни в коем случае» не представляет непосредственную угрозу Америке, а их ядерные арсеналы являются просто естественной частью внимания аналитиков, реализующих процесс проведения стратегических оценок.
Реакция сенаторов на позиции Клэппера по важнейшим вопросам обеспечения безопасности Америка была такой, что один из них, сенатор-республиканец из штата Южная Каролина Линдси Грэм, даже заявил, что директор национальной разведки должен уйти в отставку или быть уволен со своего поста. «Я не уверен, что этот джентльмен понимает, в чем заключается его работа и как его слова могут отразиться на мире», - возмутился сенатор.
Председатель комитета Карл Левин попытался как-то смягчить возмущение парламентариев, которое вызвали ответы Клэппера. «Откровенно говоря, меня несколько удивил ваш ответ, директор Клэппер», - сказал он. Левин также отметил, что генерал говорил только о России и Китае и при этом не упомянул ни Иран, ни Северную Корею. «Хотя лично я в первую очередь подумал о них, когда вам задали этот вопрос. Я был несколько ошеломлен вашим ответом. Я думал, что это весьма ясный вопрос», - заявил Левин.
На это ДНР ответил, что Иран и Северная Корея «тоже вызывают большую озабоченность». Но он указал, что не знает, представляют ли сегодня эти страны прямую и смертельную угрозу США.
Председатель сенатского Комитета по разведке Дайана Файнштейн отметила сомнительность мнения директора разведки о том, что Москва и Пекин намерены нанести ущерб Америке. «Поэтому я не понимаю, почему о них зашла речь. В этом вся проблема», - сказала председатель. Однако она не согласилась с тем, что Клэппера необходимо немедленно отправить в отставку.