Армяне Франции разочарованы решением Сената, отклонившим закон, предполагавший уголовную ответственность за отрицание факта геноцида армян, несмотря на то, что в 2007-м, незадолго до выборов, Николя Саркози с пеной у рта клялся армянам в готовности положить конец попыткам ставить факт геноцида под сомнение, сообщает «GHN».
Четыре года назад в обращении к армянам он заявил:
"Я полностью разделяю ваше желание, чтобы Франция выступила против государственной политики отрицания, против позорной пропаганды, которая вас обижает. И Франция должна осудить отрицание законом. Парламент должен провести границу между приемлемым и неприемлемым". Сегодня об этих своих словах Саркози уже не помнит, пишет газета «Новое время».
Как отмечает издание, армяне Франции разочарованы решением Сената, отклонившим закон, предполагавший уголовную ответственность за отрицание факта геноцида армян. И хотя такой исход был вполне предсказуемым, смысл в вынесении вопроса на голосование тем не менее был.
Дело в том, что обсуждение законопроекта на пленарном заседании верхней палаты французского парламента вынудил представителей основных политических сил отчетливо высказать свои позиции по Армянскому вопросу. Эта информация французским армянам очень пригодится, если иметь в виду, что скоро будут проведены как парламентские, так и президентские выборы.
Как известно, 196 из присутствовавших на заседании сенаторов высказались против, 74 - за и 20 - воздержались. Такой расклад примерно соответствует соотношению сил провластных и оппозиционных фракций. Совершенно очевидно, что провал законопроекта стал следствием усилий парламентского большинства, сформированного правящей партией "Союз за народное движение". Впрочем, были и исключения. Так, за принятие закона агитировали несколько влиятельных деятелей правящей партии. Среди них вице-спикер Сената, мэр Марселя Жан-Клод Годен, член парламентской группы армяно-французского сотрудничества Брюно Жилль.
В то же время не все социалисты голосовали "за", несмотря на призыв лидера партии Мартина Обри. (Законопроект был представлен сенатором-социалистом из Валь-де-Марна Сержем Лагошем и его 30 коллегами-социалистами.) К примеру, член правления социалистической партии сенатор Шарль Готье, по сути, присоединился к тем, кто взял под свою опеку борцов против признания геноцида. И тем не менее трудно не заметить, что фракции в ходе обсуждения работали слаженно, стараясь не отходить от официальной позиции своих партий. И нужно быть слепцом, чтоб не заметить тот факт, что власть, вопреки обещаниям Николя Саркози, все-таки оказала прямое воздействие на сенаторов, вынудив их сказать законопроекту "нет". Напомню, в прошлую субботу президент Саркози принял у себя в кабинете видных представителей армянской общины и заверил их в том, что по-прежнему остается убежденным сторонником борьбы против негоционизма.
Дав понять, что не считает принятие соответствующего закона своевременным, он тем не менее пообещал, что исполнительная власть никоим образом не станет влиять на настроения законодателей и позволит каждому из сенаторов (в том числе и представителям правящей партии) проявить свой персональный подход по данному вопросу. Среди тех, кто просил президента не препятствовать принятию закона о криминализации отрицания геноцида, был и сын главы государства Жан Саркози, который пришел в Елисейский дворец в составе армянской делегации вместе со своим непосредственным начальником - главой Генерального совета округа О де Сен Патриком Деведжяном. Но слова своего президент вновь не сдержал. Если бы президент был последовательным в выполнении обещания, он не послал бы в Сенат министра юстиции Мишеля Мерсье и не уполномочил бы его назвать законопроект, предложенный социалистами, антиконституционным.
Выступление министра не оставило сомнений в том, что власть осознанно и целенаправленно работает на провал законопроекта о криминализации негоционизма. Мерсье заявил, что факт геноцида армян не может подлежать сомнению, но отрицание этого бесспорного факта тем не менее не должно караться, так как будет противоречить закрепленному в Конституции принципу, декларирующему свободу слова. Но в таком случае, как быть с законом, предполагающим уголовную ответственность за попытки ставить под сомнение факт холокоста? Ведь такой закон есть и весьма успешно применяется прокурорами и судами. Разве он не ограничивает свободу слова? Ответа на этот вопрос у министра юстиции не нашлось. При этом он призвал не сравнивать трагедию армян и катастрофу евреев, заявив, что "это были разные по сути геноциды".
Официальную позицию правительства выразил в своем выступлении и председатель комиссии Сената по правовым вопросам, член совета правящей партии Жан Жак Йест. Он тоже утверждал, что принятие закона якобы будет противоречить Конституции и национальным интересам народа Франции. Ранее об этом же недвусмысленно высказался министр иностранных дел Ален Жюппе, заявивший, что действующее законодательство и так достаточно сурово в отношении тех, кто позволяет себе проявления расизма и ксенофобии. Господин Жюппе проговорился, отметив, что позиция правительства по этому вопросу окончательно сформировалась после переговоров с турецкой стороной. Таким образом, становится очевидно, что истинной причиной противодействия со стороны администрации Саркози было вовсе не противоречие законопроекта Конституции, а турецкий шантаж, жертвой которого стал официальный Париж. Известный французский писатель и общественный деятель Бернар-Анри Леви дал весьма красноречивую характеристику действиям правительства. "Возмутительно, что сенаторы выступили в поддержку турецкой политики отрицания геноцида армян. Я возмущен. Реальная причина всего этого связана с Турцией. Аргумент Турции постоянно приводится. Я думаю, что сенаторы просто не посмели сказать об этом вслух", - заявил Леви. По его словам, в действиях народных избранников, по сути, покровительствующих негоционизму, "есть что-то вроде цинизма".
Очередная попытка добиться утверждения закона о криминализации отрицания геноцида провалилась. Но осознающие неизбежность такого исхода лидеры армянских организаций Франции не считают, что совершили ошибку, настаивая на включении вопроса в повестку дня Сената. Голосование послужило своеобразным "тестом на вшивость", который накануне выборов поможет французским армянам сформировать объективное мнение об основных политических силах. Обсуждение законопроекта заставило лидеров левой оппозиции (социалистов и коммунистов) предельно отчетливо высказать свою позицию по Армянскому вопросу. Они недвусмысленно заявили, что в случае прихода к власти непременно добьются принятия закона о криминализации отрицания геноцида. Заметим, что социологические опросы свидетельствуют о том, что у левых есть все шансы взять под контроль не только законодательную, но и исполнительную власть.
Все три потенциальных кандидата на пост президента от левого блока (генеральный секретарь Социалистической партии Мартин Обри, бывший лидер социалистов Франсуа Олан и директор-распределитель МВФ Доминик Стросс-Кан) пообещали довести начатое до конца. Остается только надеяться на то, что левые, придя к власти, не забудут о своих обещаниях, как это сделал Николя Саркози. Ведь в 2007-м, незадолго до выборов, и он с пеной у рта клялся армянам в готовности положить конец попыткам ставить факт геноцида под сомнение. Четыре года назад в обращении к армянам он заявил: "Я полностью разделяю ваше желание, чтобы Франция выступила против государственной политики отрицания, против позорной пропаганды, которая вас обижает. И Франция должна осудить отрицание законом. Парламент должен провести границу между приемлемым и неприемлемым". Сегодня об этих своих словах Саркози уже не помнит.