Городской суд Тбилиси признал, что депутат парламента Грузии, председатель комитета по обороне Георгий Таргамадзе, публично солгал, но отвечать за это, по мнению судьи, не должен. Об этом говорится в заявлении Всемирного конгресса народов Грузии, сообщает «GHN».
В конгрессе отмечают, что вопреки здравому смыслу, 11 декабря 2009 года Тбилисский суд отказал Александру Ебралидзе, президенту Всемирного конгресса народов Грузии, в иске к Георгию Таргамадзе. Мотивированное решение будет опубликовано в течение 2-х недель.
Иск против Таргамадзе был подан 3 августа 2009 года адвокатом Гочей Сванидзе, представляющим в Грузии интересы Александра Ебралидзе. Господину Таргамадзе предъявлены претензии в том, что 28 мая 2009 года в 20.00. в сюжете, показанном в эфире общественного грузинского телевидения, он публично указал на вымышленные им обстоятельства, как на реальные «факты», то есть публично распространил сведения о фактах, которые не соответствуют действительности, и которые порочили честь и достоинство Александра Ебралидзе.
«К таким сведениям о фактах относится утверждение Таргамадзе о том, что А.Ебралидзе бандит и партнер, (то есть - соучастник) Тариэла Ониани «по мятежу в Мухровани», квалифицируемому властями Грузии в качестве особо опасного государственного преступления. Нанесенный моральный ущерб за клевету и распространение информации, не соответствующей действительности и ущемляющей честь и достоинство Александра Ебралидзе, был оценен в иске в 10 миллионов евро», - отмечается в заявлении.
Первое слушание дела состоялось 5 ноября 2009 года. Представитель ответчика ссылался на статью 5 закона Грузии «О свободе слова и выражения мнения», согласно которой заявление, сделанное в рамках политических дебатов, к тому же членом парламента в связи с исполнением им обязанностей, не влечет за собой ответственности за клевету. Согласно законодательству Грузии, суд обязан на подготовительном этапе проверить наличие подобных обстоятельств и, в случае подтверждения таковых, вынести определение о прекращении производства по делу. В связи с этим адвокат истца особо подчеркнул на слушании: «Поскольку А. И. Ебралидзе, согласно грузинскому законодательству, пока еще не считается политической фигурой в Грузии, его заявление, несмотря на характер заявления и ответ на него со стороны ответчика, не могут расцениваться в качестве политических дебатов».
Повторное слушание состоялось в суде 11 ноября 2009 года, и также было посвящено обсуждению правомерности применения статьи 5 закона Грузии «О свободе слова и выражения мнения».
На слушаниях 25 ноября 2009 года судом вынесено определение, что хотя заявление Г. Таргамадзе носило политический характер, но оно было высказано не в рамках политических дебатов. Поэтому дело не было прекращено.
В очередной раз иск А.Ебралидзе к Г.Таргамадзе рассматривался судом 11 декабря 2009 года. Представители ответчика утверждали, будто «заявление Гиви Таргамадзе имеет политический характер», и это якобы означает его попытку произвести в отношении истца «политическую дискредитацию», которая, по их мнению, является «здоровым и приемлемым поведением в политической жизни любой демократической страны».
Со стороны истца было выдвинуто возражение, что, хотя политическая дискредитация является допустимым инструментом законного противостояния политических сил в любой демократической стране, однако под политической дискредитацией понимается целенаправленное и осознанное доведение до общества ранее неизвестных ему негативных сведений, фактов и характеристик, которые соответствуют действительности, и позволяют обществу составить истинное представление о том или ином политике (публичном лице), а отнюдь не распространение в отношении них несоответствующих действительности сведений, порочащих их политическую репутацию. Сторона истца подчеркнула, что на слушаниях в суде 25 ноября 2009 года представители ответчика признали тот факт, что распространенные господином Таргамадзе сведения о причастности господина Ебралидзе к мятежу в Мухровани оказались ложными. При этом они убедительно мотивировали свою позицию тем, что в противном случае в отношении его было бы начато уголовное преследование.
Выслушав представителей сторон, судья Шорена Джанхотели без объяснения причин отказала истцу в удовлетворении его иска, пояснив, что представит мотивировочное заключение в течение 2-х недель.
Таким образом, по существу Тбилисский суд создал прецедент, согласившись с тем, что депутат парламента Грузии может, руководствуясь собственными политическими целями, безнаказанно публично распространять недостоверные сведения о любом человеке. По оценке юридических экспертов господина Ебралидзе из стран-членов Европейского Союза, подобное решение суда является вопиющим нарушением прав человека и должно быть подвергнуто общественному осуждению.
В связи с решением Тбилисского суда, Александр Ебралидзе заявил: «Мною не оспаривается право грузинских политиков давать политические ответы на любые мои публичные заявления. Однако всякий раз, когда в политических ответах будут содержаться несоответствующие действительности утверждения о якобы имевших место фактах, порочащих мои честь, достоинство и политическую репутацию, я, в полном соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, буду требовать судебной защиты своего личностного статуса от безответственных заявлений политиков любого ранга».
Как сообщил адвокат господина Ебралидзе, после получения мотивировочного решения Тбилисского суда от 11 декабря 2009 года будет обжаловано в вышестоящей (апелляционной) судебной инстанции Грузии, а затем, при необходимости, и в Верховном суде Грузии (кассационная инстанция). Если иск не будет удовлетворен в Грузии, истец обратится в Европейский суд по правам человека в Страсбурге.