России будет не сложно признать геноцид осетин в Цхинвальском регионе, но доказать это хотя бы в самой России - очень сложно, считает грузинский эксперт по вопросам Кавказа Мамука Арешидзе, сообщает «GHN».
Своим мнением по этому вопросу, Арешидзе поделился с «GHN», комментируя планы некоторых представителей Цхинвали попросить Россию признать «геноцид» осетин со стороны Грузии.
«Естественно, исходя из политической коньюктуру, российской думе не составит труда принять такое решение, но даже в самой России им будет трудно доказать это, потому что комиссия Прокуратуры России, которая работала под руководством Бастыркина, по этому вопросу назвала только до 200 погибших. 200 погибших - это не геноцид. Тут можно найти разные признаки этнической чистки, но это ни в коем случае не является геноцидом», - сказал Арешидзе, комментируя инициативу югоосетинской стороны.
Он указал, что именно «им будет трудно доказать это в самой России, не говоря уже о зарубежье, хотя может у них и есть желание и возможно они и осуществят инспирирование этого».
Арешидзе отметил, что из 200 погибших, которые были насчитаны следственным комитетом РФ, не все погибли во время войны.
«Что касается этих 200 погибших, я подчеркиваю, что в эти заявленные 200 погибших, точное число которых сокращено до 170, входят: т.н. жители, которые с оружием в руках воевали и люди, которые умерли раньше. У меня есть неопровержимая информация о том, что там было несколько человек, которые умерли раньше, в том числе, к примеру Владимир Калехсаев, который умер за 8 месяцев до случившегося факта от рака мозга, и он тоже входил в этот список - во всяком случае имя и адрес полностью совпадали. То есть и эта цифра не является полностью правдивой», - сказал Мамука Арешидзе в беседе с «GHN», комментируя заявления российского эксперта Модеста Колерова по этому вопросу, согласно которому для признания геноцида не имеет значение количество и это «довольно перспективное» дело.
«Я согласен с Колеровым в одной части, в той что в международной практике есть случаи, когда было намного меньше погибших, но была подобная оценка. Это касается гражданской войны в Югославии и захоронений боснийских мусульман. Там, в одном из них было менее 10 покойников, но это получило оценку как пример геноцида. Дело в том, что во первых, исходя из политической конюктуры Россия может сделать все что угодно, но этот конкретный факт - убийство боснийских мусульман, не получило бы оценку геноцида, если бы не общий фон проси ходящих событий.
Я подразумеваю то, что та война велась на протяжении довольно длительного времени, было множество погибших, и было множество подобных захоронений. Кроме этого были массовые расстрелы», - отметил эксперт.
Он еще раз подчеркнул, в Цхинвальском регионе мы имеем дело с людьми, которые погибли во время военных действий.
«Некоторые погибли во время бомбежки, некоторые во время стрельбы, некоторые во время битвы. В Цхинвали действительно погибло мирное население - никто не отрицает этого, но это не имело форму целенаправленной ликвидации, на фоне того, когда было множество случаев этнической чистки и гонения грузин, и что самое главное - прямого убийства грузин, в особенности пожилых людей», - напомнил Мамука Арешидзе.
Напоминм, что по мнению российского политолога Модеста Колерова, на сегодняшний день наиболее перспективными с точки зрения признания т.н. «геноцида» осетин являются события августа 2008 года, которые в свое время были тщательно исследованы российской прокуратурой. Тогда следственный комитет России завел дело по обвинению властей Грузии в совершении «актов геноцида».
«Четырехсот человек, уничтоженных по этническому признаку, достаточно, чтобы инициировать дело о геноциде, - говорит Модест Колеров. - Определение геноцида не содержит в себе никаких количественных параметров - это принципиально. Что касается документирования актов геноцида в 1920 и 1992 годах - не знаю, насколько это может быть корректно проведено. В случае с 2008 годом это возможно, потому что этим с самого начала с процедурной точностью занимался следственный комитет. Я думаю, что у такого дела перспектива есть», - сказал он в беседе с «Эхо Кавказа».