Басманный суд Москвы в четверг отказался удовлетворить просьбу Ксении Собчак обязать следователей вернуть ей изъятые в ходе обысков по делу о беспорядках на Болотной площади 1,4 млн евро. Как стало известно самой телеведущей, следователи не могут сделать это из опасения, что удерживаемые деньги могут пойти на оплату очередных массовых беспорядков, сообщает «GHN».
Басманный суд в четверг рассмотрел жалобу Ксении Собчак на изъятие в ходе обысков и удержание денежных средств и паспорта в рамках расследования уголовного дела о массовых беспорядках 6 мая во время акции оппозиции на Болотной площади.
Собчак обратилась в суд с просьбой обязать следователей вернуть ей изъятый документ и 1,4 млн евро. Однако судья Ирина Скурдина отказалась удовлетворять жалобу активистки, сообщает РИА «Новости».
В суде Собчак представляли три адвоката, в том числе глава Адвокатской палаты Москвы Генри Резник. Однако заседание прошло без телеведущей и представителя прокуратуры, которые просили рассмотреть жалобу без их участия.
В суде напомнили, что в ходе обыска у Ксении Собчак были изъяты денежные средства на общую сумму более 1 млн евро, 480 тыс. долларов и 480 тыс. рублей, передает газета «Взгляд» со ссылкой на ИТАР-ТАСС.
В свою очередь защита телеведущей Ксении Собчак намерена обжаловать решение суда об отказе обязать следствие вернуть изъятые в ходе обысков денежные средства. «Ну а что нам остается делать? Только идти в Мосгорсуд, я буду смотреть в глаза этим судьям», - передает «Интерфакс» слова адвоката Собчак Генри Резника.
Он предположил, что кассационная инстанция более тщательно исследует материалы дела. «Я предполагаю, что они и удовлетворят нашу жалобу», - сказал Резник.
Ранее Ксения Собчак объяснила в своем микроблоге Twitter, почему Следственный комитет России отказывается вернуть изъятые из ее сейфа во время обыска в квартире 1,4 млн евро. «Представитель СК выступил коротко - СК не возвращает деньги, потому как не может быть уверен, что ими не будут оплачиваться массовые беспорядки», - написала Собчак.
«Да, могут быть использованы, - сказал газете ВЗГЛЯД адвокат Андрей Князев, комментируя переданный Собчак мотив следствия. - Все другие (деньги - прим. ВЗГЛЯД) тоже могут быть использованы, что же теперь, у всех изымать?»
«У свидетеля могут изъять вещественное доказательство, но в данном случае нужно указать принадлежность этого доказательства к использованию, - прокомментировал юрист. - Если бы было написано, что эти деньги использовались, например, в качестве вознаграждения участникам беспорядков, то да. Но предположения о них невозможны ни в уголовном праве, ни в праве вообще. Что значит «могут быть»? Может, и я завтра 100 рублей пожертвую, может, и вы, что же теперь, приходить к нам и все изымать?»
«(Изъятые) деньги (обычно в судебной практике - прим. ВЗГЛЯД) должны вернуть, после того как будет признано, что они не являются вещественным доказательством и органы предварительного расследования в них больше не нуждаются, - продолжил он. - Если ценности признаны вещественным доказательством, их судьба зависит от решения суда. Суд решает: такое-то вещественное доказательство, например окровавленную одежду, уничтожить; такое-то, например золото, продать и компенсировать потерпевшим; такое-то обратить в доход государства, такое-то вернуть по принадлежности.
Но в большинстве случаев обычно средства арестовываются на счетах, а ювелирные изделия и ценности передаются человеку на ответственное хранение, он пишет расписку о том, что обязуется их не тратить. Очень редко наши органы берут на себя обязательство на ответственное хранение денег, ценностей, автомобилей. Вдруг исчезнет что-нибудь?»
В ходе судебного заседания следователь так объяснил решение об изъятии: «Если бы она (Ксения Собчак - прим. ВЗГЛЯД) обосновала, что эти денежные средства получены оттуда-то и оттуда-то. Но она этого не сделала». Он отметил, что в рамках расследования дела выясняется и финансирование преступления, а поскольку пояснения об источнике изъятых денег оперативники не получили, они их забрали и пока возвращать не намерены, передает РИА «Новости».
«Я считаю, что это не совсем правильно: не человек должен объяснять свою позицию и свою невиновность, а следствие, - сказал адвокат Андрей Князев. - Если следствию есть что предъявить, они говорят, что вот этот миллион нажит нечестно, потому что есть такого-то рода сведения, тогда нужно предъявлять обвинение. Обвинение не предъявляется, и позиция следствия странная - а почему она должна объяснять? А если бы у нее в этот день не ночевал Илья Яшин, то не пришлось бы ничего объяснять? А если бы Яшин у меня переночевал, у меня бы тоже требовали объяснения насчет моих денежных средств? На мой взгляд, судебные перспективы этого дела довольно сомнительны, немножко еще нервы потреплют и вернут».
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, 6 мая в Москве состоялась санкционированная акция оппозиции, которая закончилась столкновениями с полицией. По данным столичного ГУ МВД, в акции приняли участие около 8 тыс. человек. Организаторы мероприятия заявляют, что участвовали порядка 20 тыс. человек. В ходе беспорядков пострадали 29 полицейских. Были задержаны 436 человек.
11 июня в квартирах Алексея Навального, Сергея Удальцова, Ильи Яшина, Ксении Собчак и других активистов оппозиции прошли обыски.
Из неофициальных источников стало известно, что в ходе обысков в квартире Собчак обнаружены и изъяты конверты с деньгами на общую сумму около 1,4 млн евро.
Позже информацию о крупной сумме, изъятой у Собчак, подтвердил СК. В настоящее время проводится камеральная проверка декларации о доходах телеведущей за 2011 год.