Протест грузинского общества в связи с материалами пыток и издевательств над заключенными не утих, а напротив - усилился. О возможном развитии событий в стране, и том, сможет ли новый министр по исполнению наказаний искоренить проблемы в системе, в беседе с «GHN» рассказала председатель комиссии по помилованию Элене Тевдорадзе.
- Что вы думаете о событиях, в глданской тюрьме, каково ваше отношение?
- Я уже четыре года, как отошла от политических процессов, поэтому могу сказать лишь о том, что происходило в системе во время моей работы. Я сожалею, что 12 лет, которые я потратила в парламенте на систему исполнения наказаний фактически прошли зря. Во время Шеварднадзе, в системе была не хорошая ситуация. Было избиение, вымогательство денег, электрошоки. Это в основном происходило в изоляторах предварительного заключения. Ситуация на «зоне» тоже была тяжелой. Власть не могла управлять тюрьмой, ими распоряжался воровской мир.
- Несколько дней назад, обществу стали известны факты о ситуации в тюрьмах. Было ли что-то подобное в системе, во время вашей работы?
- В тот период, когда у меня была возможность заходить в камеры, было два аналогичных факта, но тогда заключенных пытали не представители администрации тюрем, а представители воровского мира. Я тогда же сообщила об этом в прокуратуру, и лица, причастные к пытке заключенных были наказаны.
- Большая часть общества требует наказать бывшего министра внутренних дел Бачо Ахалая. Как вы думаете, это требование справедливо?
- Ни в коем случае не должна нарушаться презумпция невинности, хотя бы в случае Бачо Ахалая. Если у прокуратуры, или бывшем ведомстве Ахалая будут доказательства для его наказания, Бачо Ахалая должен быть наказан.
- Кадры в глданской тюрьме вызвали возмущение общества. Студенты проводят перманентные акции с требованием расправы над Ахалая. Как вы думаете, ожидаема ли эскалация процессов, и как будут развиваться события?
- Когда я была депутатом от «Национального движения», нашей главной задачей была защита прав человека. Я в основном была все время рядом с Жвания. После того, как Зураб умер, или его убили, я тоже оказалась рядом с народом. Я не вмешивалась активно в партийную работу. Считала, что в этом случае легче защищать права человека.
- В чем вы видите вы ход из ситуации?
- Если Гиоргию Тугуши дадут свободу и независимость, тогда он создаст гибкую систему по исполнению наказаний.
«GHN». Беседовала Миранда Набахтевели.