Парламентские выборы в Грузии положили конец девятилетней эпопее правления «Национального движения». Большинство мандатов получила оппозиционная «Грузинская мечта». О том, какие же шансы остались у уже оппозиционного «Нацдвижения» в беседе с «GHN», рассказал политолог Рамаз Сакварелидзе.
- Как вы думаете, способен ли новый состав правительства Грузии, представленный обществу Иванишвили, оказать влияние на общественный настрой и изменить отношение к «Грузинской мечте»?
- Изменит. И будут как положительные, так и негативные оценки, так как каждый человек думает по-своему.
- Как вы думаете, каковы шансы у «октябрьской оппозиции»?
- «Национальное движение» представлено в Парламенте с довольно серьезным мандатом. Можно сказать, что ни у одной оппозиции в Грузии не было подобного представительства. У них была возможность назвать силовых министров, но президент сделал довольно интересный шаг, и эта возможность не была использована. Это можно приветствовать. Сейчас «Национальное движение», которое перешло в оппозицию, должно начать такую борьбу, которая привычна оппозиции.
- Имеет ли новая оппозиция «Нацдвижение» какие-либо рычаги для создания кризиса?
- Конечно, угроза, что «Национальное движение» создаст политический кризис, существуют, однако, есть и опасность создания угроз иного типа, что еще больше может усугубить политический кризис. Хотя, команда Саакашвили не создала этой угрозы, и сыграла конструктивную роль.
- Почему Михаил Саакашвили уступил силовые структуры?
- Октябрьская оппозиция, может создать криминогенную угрозу в стране, что само по себе вызовет политический кризис. Если действующие исполнительные власти, используют подобные рычаги, будет очевидно, что «Национальное движение» мирно не передает власть и вновь продолжается борьба за власть и сохранение власти. Правление Михаила Саакашвили, пока наблюдает за реакций Запада. «Национальное движение» может создать кризис. Но, не думаю, что это будет выгодно, и будет даже пагубным в глобальном плане.
- Еще за несколько дней до выборов, часть экспертов говорила, что Европа и США по-прежнему поддерживают Михаила Саакашвили. Почему Запад так резко поменял свое отношение к команде Саакашвили?
- Я не думаю, что в последнее время Запад поддерживал Михаила Саакашвили. Ослабление поддержки запада обусловлено многими факторам, в том числе переменами в США. Республиканцы, чьим проектом была «Революция роз» и Михаил Саакашвили, больше не у власти. На западе изменились и те люди, которые позитивно смотрели на Саакашвили.
- С учетом результатов выборов, президент оказался лидером партии меньшинства. Как вы думаете, должен ли президент уйти в отставку при таком положении, и должна ли «Грузинская мечта» ставить вопрос его отставки?
- В зависимости от того, как будет вести себя Саакашвили. Если он будет таким же мягким, идущим на поводу и конструктивным, как сейчас, то возможно вопрос его отставки не встанет. Хотя, если окажется, что его фигура вызывает процесс дестабилизации в стране, тогда исполнительные власти обязаны поставить вопрос об импичменте.
- Возможна ли конструктивная работа между президентом Саакашвили и «Грузинской мечтой»?
- Он может быть лидером оппозиции, но Михаил Саакашвили - президент от меньшинства - это одиозно. Сейчас Саакашвили должен быть руководителем правительства, которое он не комплектовал, то есть он должен быть мужем чужой жены. Поэтому, чем быстрее изменится эта реальность, тем лучше.
- Как вы думаете, есть ли у оппозиции Саакашвили шанс бороться за приход ко власти?
- Любая политическая сила имеет возможность бороться за приход к власти, только в свое время. Если в будущем, в команде Саакашвили не произойдет изменений, которые не будут ассоциироваться у людей с тюремными кадрами и с агрессией, и если не поменяется насильственный стиль, то в подобном случае, «Национальное движение» к власти не придет.
Беседовала Миринда Набахтевели.