Грузия, в обязательном порядке должна начать переговоры с Абхазией и Цхинвальским регионом с целью оформления соглашения о не применении силы, считает один из лидеров «Грузинской мечты», известный грузинский эксперт по вопросам Кавказа Мамука Арешидзе, сообщает «GHN».
Такое мнение высказал Арешидзе в беседе с «GHN», в ответ на заявления, которые звучат со всех сторон конфликта. Так Сухуми заявляет Грузии - «Об Абхазии даже не мечтайте», в Цхинвали указывают, что «продолжат настойчиво требовать признания со стороны Грузии», Россия заявляет, что «переговоры о статусе Абхазии и Южной Осетии невозможны», а грузинская сторона в это же время указывает, что «необходимо пересмотреть закон об оккупированных территориях».
«Что касается их слов, будет то Россия или Цхинвали, или Сухуми, дело в том, что это превентивные заявления. Они как бы предупреждают заранее, чтобы не было разговоров на эту тему. Для меня это абсолютно понятно и логично, как и то, что они возобновили разговоры об оформлении соглашения о не возобновлении огня.
Что- что а сегодня «Национальное движение» можно критиковать за разную деятельность, и это так. Но, в данном случае, ошибка Национального движения состояла ни в том, что они не подписывали это соглашение. Ошибка в том, что они не предложили противоположной стороне другой вариант этого документа. Они отказывались от оформления соглашения о не возобновлении огня с республикой Южная Осетия и республикой Абхазия, но были возможны другие варианты - чтобы это соглашение было оформлено между сторонами.
Мне не известно, шли ли они на это (Сухуми и Цхинвали), но можно ведь было предложить?», - сказал Арешидзе
Что касается заявлений об ожидании признания независимости со стороны Грузии, то мнению эксперта, это эфемерная тема.
«Это эфемерная тема. И в Цхинвали и в Сухуми хорошо знают, что их независимость зависит от доброй воли России, и чем закончится эта история, еще никому не известно. Поэтому их одновременно сделанные заявления, указывают на то, что был указ из Москвы, чтобы были сделаны подобные заявления.
Что касается слов Паата Закареишвили о Законе об оккупированных территориях, я понимаю, что этот закон является мешающим фактором в некоторых шагах, будь то по направлению к России, или к Цхинвали и Сухуми. Но я не знаю, какого типа изменения намерен внести Закареишвили в этом законе - мы не говорили об этом», - сказал Арешидзе.
Отвечая на вопрос должен ли существовать, этот закон, Арешидзе отметил, что все зависит от того, какая будет заложена мысль и суть.
«Все зависит от того, какая будет заложен мысль, и как назовешь его, однако, какой-то закон в отношении этой формы оккупации должен существовать, но имеет значение и содержание и название. Мне хорошо известно, какие пункты связаны с восстановлением территориальной целостности в программе «Грузинской мечты». Я тоже частично принимал участие в их разработке, но я пока еще не определился по отношению к закону и изменениям в нем. Должно быть оформлено это соглашение, но ни в коем случае не между Грузией и Республикой Абхазия, или Грузией и Республикой Южная Осетия. Соглашение должно быть оформлено между сторонами», - заключил эксперт.