Эксперт по вопросам Кавказа Мамука Арешидзе, абсолютно не согласен со статьей в «Коммерсанте» и совершенно исключает признания Грузией независимости т.н. Южной Осетии и Абхазии, сообщает «GHN».
Как сказал Арешидзе в интервью «GHN», положение, которое складывается сегодня, довольно трудно прогнозировать - и сложно сказать, что будет в дальнейшем. Вместе с этим, по мнению эксперта, в случае нарушения геополитического баланса на Кавказе, это принесет катастрофические результаты для Грузии.
- Господин Мамука, в статье, опубликованной в «Коммерсанте» отмечается, что дела между Грузией и Россией, не пойдут дальне «Киндзмараули» и «Боржоми».
- На данном этапе, Россия и Грузия пытаются определить тот предел, до которого могут дойти, и на какой имеют право. Я так думаю. В это же время, я не считаю, что дело пойдет дальше «Боржоми» и «Киндзмараули». Я вообще считаю, что дело даже может и не дойти до «Боржоми» и «Киндзмараули».
С нынешнего пересмотра довольно сложно сказать, чего мы достигнем. Лично для меня важно создание формата переговоров, и определение содержания этих переговоров. Я могу делать категорические заключения только тогда, когда содержание переговоров станет мне известно. А сегодня мне не известно, как далеко все может пойти.
Знаете почему я говорю это? Я не думаю, что у нас максимально до конца осознаны подходы, потому что мы ожидаем реакции той стороны. Естественно, что абсолютно исключены разговоры о том, чтобы Грузия признала независимость Абхазии и Южной Осетии.
- Как минимум речь идет фактическом признании Абхазии и т.н. Южной Осетии, в качестве примера приведены Греция и Косово, и речь идет о представителе, который не имеет статуса посла.
- Это что за пример?! Как между собой связаны Греция и Приштина - Приштина не является частью Греции, и никогда ею не была. Из этого примера видно, что это статья рассчитана на то, что бы ввести в заблуждение общество, и данный пример, абсолютно не соответствует реальности Грузии.
Я все же считаю, что это зондирующая статья, и исходя из этого, естественно не стоит делать далеко идущих заключений. Хотя, повторю, что статья имеет «запах» заказной статьи. Для «Коммерсанта» характерны подобные вещи, в некоторых случаях, они выполняют некоторые заказы исходя из интересов государства.
- Хотя ситуация между Грузией и Россией довольно сложная...
- Положение между Россией и Грузией крайне сложное. Кроме того, что Россия в свою пользу дипломатически утвердила нарушение территориальной целостности Грузии, мы наблюдаем процесс, когда Россия, в свою пользу пытается повести на поводу и Беларусь. Но, кроме этого, мы видим и то, что геополитическое положение не меняется в нашу пользу - я подразумеваю фактор Ирана. Исходя из этого я не исключаю, что нарушения геополитического баланса на Южном Кавказе, и нарушение этого баланса может оказаться катастрофичным для нас.
- Насколько это реально, и что может произойти в случае нарушение этого геополитического баланса?
- Нарушение геополитического баланса на Южном Кавказе будет не в нашу пользу. Более того, я не вижу, чтобы наши западные партнеры имели возможность приостановить это. В данном случае, может быть война на Южном Кавказе - все против всех. Это будет прямым военным противостоянием между Азербайджаном и Арменией, военным противостоянием между Россией и Грузией, и к этому делу, в определенной степени будет подключен и турецкий элемент.
- Что может вызвать все это?
- Это может быть вызвано военной интервенцией США на территорию Ирана. Другое - бомбежки, нападение другого типа со стороны Израиля на Иран или же воздушная бомбежка США и НАТО на Иран не принесут такого результата. Подобный результат может принести только сухопутная интервенция США на территорию Ирана.
- Что в этой ситуации может сделать Грузия?
- При подобном, предположительном нарушении баланса, нам нужно создать определенный барьер для России.
Кроме того, естественно, должна быть активная поддержка Запада, хотя бы на уровне декларации. Но активная поддержка Запада, в большинстве случаев, всегда заканчивается только поддержкой, в это все дело.
Поэтому, мы стоим перед определенной дилеммой - с этой точки зрения для меня к примеру наилучший вариант назначение представителем Зураба Абашидзе, потому что, его фигура - своеобразное мирное послание. Второе - у него есть авторитет, и он может обратится к очень многим нужным людям. Хотя, это может и не изменить ситуацию радикально, но, окажет содействие началу процесса.
В перспективе, думаю, что пока никто не знает что произойдет в Грузии, после выборов в США 6 ноября, что произойдет через две недели.
Поэтому, считают необходимым сделать довольно четкие шаги. А что касается «Киндзмараули» и «Боржоми» - то пока под большим вопросом дойдем ли мы вообще до этого.
Хотя, могу сказать одно - вижу, что несмотря на то, что Россия стоит в такой «мужественной» позе, в Грузии появились определенные эмиссары - общественные организации, представители общества, которые скажем «улыбаются во весь рот», и эта «широкая улыбка» в определенной степени является посланием. В последнее время их появилось очень много.
И стой стороны тоже происходит прощупывание почвы, уже есть определенные предложения на уровне общественных организаций, на уровне работы в формате народной дипломатии, и это заставляет думать, что и там, несмотря на их позерство, все же думаю, что необходимо изменить сложившееся положение.
«GHN». Беседовала Екатерина Момцелидзе.