Абхазская политическая элита пытается максимально проявить свое государственное образование в качестве независимого государства, и для этого всеми путями старается отбелить темное прошлое, считает грузинский эксперт в вопросах Кавказа Мамука Арешидзе, сообщает «GHN».
Своим мнение о последних событиях в Абхазии, и о том, почему абхазская элита начала кампанию по опровержению фактов грузино-абхазской войны, Мамука Арешидзе поделился в беседе с «GHN».
- Каждый гражданин Грузии до сих пор помнит ту жестокость, которая была совершена в Абхазии, в особенности в Гаграх... Как видно, абхазская сторона начала кампанию опровержения тех событий. Почему?
- Это свойство этой нации, и в целом, кавказские нации довольно активные с этой точки зрения - пытаясь отбелить свою историю. Никому не нравится то что произошло. Когда они остаются один на один с собой, то не любят вспоминать об этом - что там произошло с точки зрения этнической чистки мирного населения.
С начала вся политика и тенденция была направлена на то, чтобы все это максимально свалить на северокавказцев, в особенности на чеченцев. А сейчас вообще пошли разговоры о том, что ничего подобного не происходило.
Они доходят до того, что некоторое время назад, по абхазскому телевидению показали документальный фильм о событиях июля 1989 года. Возможно помните, что там погиб известный общественный деятель Вова Векуа. Там говорилось, что в смерти Вовы Векуа абхазы не виновны. Дело уже дошло до это. В фильме было не столько тема грузино-абхазского противостояния, сколько тема политического противостояния. Никто не сказал, что Вова Векуа был убит именно руками абхазов - там просто было столкновение людей разных политических поколений. С грузинской стороны это не было подчеркнуто. Было сказано, что погиб при столкновении в Сухуми, когда защищали грузинский университет.
А сейчас абхазы, их политическая элита желает, чтобы и здесь провести свою историю. Но ничего не спрячешь, есть множество резолюций, в том числе и разных международных организаций - ОБСЕ, ООН, и других, в которых указано все то, что произошло на территории Абхазии.
Давайте допустим, что абхазы не принимали участия в этом, допустим. Абхазы допустили то, что другие смогли разбить их соседей, и они смотрели на все это. А я не забываю сколько абхазов спасло сколько грузин, и сколько грузин спасли сколько абхазов. Все это происходило, но происходило и другое, и надо смотреть правде в глаза.
Я никогда не скрывал, что антигрузинские настроения армянского населения Очамчиры, обусловили тот грабеж, который осуществляли некоторые представители грузинского вооруженного формирования в дни войны. Я это говорю для примера, к примеру, активность гагрских армян была вызвана совершенно иными причинами.
Так что всему этому нужно дать свои имена, и не надо это скрывать.
- Почему же эта пропаганда активизировалась сейчас?
- Не могу сказать что только сейчас, это происходило в разное время в разном формате, но дело в том, что сейчас абхазская политическая элита пытается максимально проявить свое государственное образование в качестве независимого государства. А независимое государство, у которого такое темное и плохое прошлое, и плохая биография, плохо будет восприниматься мировым содружеством в качестве нормального государства. Исходя из этого, они пытаются подобной пропагандой повлиять как на свое, так и на международное общество. Хотя, повторю, есть международные документы отображающие все это.
- Вам, Мамуке Арешидзе, что известно о том, что произошло в Гаграх?
- В Гаграх произошел страшный факт. То, что произошло в Гаграх и что увидело грузинское общество - это кассета купленная от коллектива «Добрый вечер». Мы купили эту кассету и тогда заплатили 50 тысяч. Именно эту кассету увидело потом все общество. Там, на улицах лежало множество убитых людей, как в военной форме, так и без формы, а то что говорит Беслан Кобахия - это пропаганда.
Ему очень хорошо известно что произошло в Гаграх. Никто не сможет стереть из моей памяти трагедию в селе Ахалсопели Гудаутского района. Я по именам и фамилиям знаю, кто и что там совершил. Это была грузинская деревня в Гудаутском районе, которую окружили и уничтожили. Изнасиловали женщин, убивали детей.. Это была деревня рачинцев.
Нам известно все это. Просто я и тот же Паата Закареишвили, не хотим сейчас педалировать на эти вопросы. Если мы будем говорить об этом без остановки, это будет лить воду только на мельницу наших врагов. Об этом сказано много, опубликовано множество книг. Тамаз Надареишвили посвятил сбору данных фундаментальный труд, так же как группы ученых, историков.
Это не означает, что это собственность истории, просто мы все это знаем, и знаем международные документы об этом. Хотя, для того, чтобы идти вперед, необходимо говорить и о другом. Это другое - мирный процесс, грузино-абхазское сближение, и забота о территориальной целостности Грузии. А если без остановки говорить о том, что произошло тогда - это не завершиться.
- У кого вы купили эту кассету?
- У русских, у русских журналистов. Между прочим, у меня сложилось такое впечатление, что журналисты, по поручению своих руководителей, как сумасшедшие искали покупателей. Это было не дорого. Тогда 50 тысяч - не были очень большими деньгами. Поэтому, осталось впечатление, что эту кассету подсунули специально, чтобы вызвать особое возмущение в грузинском обществе, и продолжить войну с новой силой.
Беседовала Екатерина Момцелидзе.