«... Я до сих пор не встречал человека, который был очевидцем того, как играли в футбол головами людей на стадионе в Гаграх. Я искал очевидцев - но, не нашел», заявил в интервью «GHN» государственный министр Грузии по реинтеграции Паата Закареишвили.
Об этом он заявил в ответ на слова абхазского деятеля Беслан Кобахия, который привел госминистра в очевидцы, говоря о том, что во время событий в Гаграх противостоящие грузинам боевики, играли головами убитых грузин в футбол.
- Вы действительно были в Гагре вместе с Бесланом Кобахия по разрешению Владислава Ардзинба? Что вы увидели там?
- Во время военных действия, я и Гия Барамидзе работали комитете отношений между нациями и защиты прав человека, которым руководил Сандро Кавсадзе. Кавсадзе так же был представителем Шеварднадзе по конфликтам, и наш комитет подключился к этим вопросам. Потеря Гагры была шоком для грузинского общества. Была создана специальная комиссия, которая работала по поиску военнопленных и пропавших без вести. Я и Гия Барамидзе были в этой комиссии, которой руководил Сандро Кавсадзе.
Я вместе с абхазскими коллегами работал по вопросам поиска военнопленных, пропавших без вести и перевозу погибших, а история, рассказанная Бесланом Кобахия - один из эпизодов этой работы. Гия Барамидзе тогда был членом парламента, и помогал в этом деле. Я, фактически постоянно был в Сухуми, а Барамидзе и Кавсадзе регулярно приезжали. Что касается конкретно этого эпизода - это был наш первый приезд после взятия Гагры. Тогда мы перевезли несколько грузинских пленных, абхазы их нам передали не меняя ни на кого.
У нас была информация, что в Гаграх после войны сожгли дома грузин и шло гонение на грузин. Распространилась информация и о члене парламента Грузии Чичинадзе, что его расстреляли из автомата на крест. Так же была информация, что на стадионе в Гаграх играют футбол отрезанными головами грузин.
На встрече с Ардзинба я сказал, что если такие факты действительно происходят, необходимо жесткое реагирование. На встрече было довольно много людей, в том числе и Кобахия. Ардзинба ответил, что это не соответствует действительности, и мы можем осмотреть эти места. После встречи мы поехали в Гагры вместе с управляющим Язычба. Было 7 ноября. Мы объездили, Сухуми, Миусеру и Пицунду и Гагры. В Гаграх мы провели целый день. У нас был список домов грузин, о которых мы знали, что они сгорели. Действительно в Гаграх сгорели несколько домов, хотя, не те, которые были в списке. Ни один из домов в списке не был сгоревшим. Абхазы сказали, что те здания сгорели во время войны. Мы доехали до Псоу, проехали по селу Свобода, где горел один дом. Язычба остановил машину у горевшего дома и спросил что происходит. Оказалось, что это дом грузина. Начался поиск виновных, но никого не нашли. Хотя было очевидно, что дом недавно ограбили, и чтобы замести след, подожгли.
В Гаграх мы так же осмотрели стадион - на площади зеленела трава. Об этом я рассказал по возвращению в Сухуми «Свободной Грузии». Нас завели на стадион, где зеленела трава. Было бы невозможным за несколько дней посадить там траву. На стадионе не было ни следов войны, ни даже грязи. Было видно, что на стадионе не было никаких военных действий.
Я до сих пор не видел ни одного человека, которые были очевидцами того, как играли в футбол головами людей на стадионе в Гаграх. Я искал очевидцев, но не нашел. Каждый раз, кто-то рассказывает что знает человека, кто видел это, но я до сих пор не встречался с непосредственным очевидцем. Так же говорят, что есть кадры этого факта, хотя, эти кадры тоже не найдены. Я тогда встречался с матерью Чичинадзе, про которого говорил, что его расчленили на крест из автомата, но она сказал, что на теле не было таких повреждений.
У нас была возможность проверить информацию о распространяющихся фактах. То что произошло - военные действия, было неприемлемо, но в то время, мы не смогли подтвердить информацию о надругательствах над телами. Хотя мы подтвердили факт этнической чистки, в том числе и поджог домов. Многие села спалили и после окончания войны, что так же было признаком этнической чистки.
- Опровергаете вы или нет сведения о том, что головами грузин играли на стадионе, и действительно ли это ложь придуманная грузинской стороной?
- Это не легенда, придуманная грузинской стороной - это легенда выдуманная войной. Подобные легенды рассказывают при всех конфликтах - что убивали детей в животе у беременных, и так далее. Идентичные легенды со всех сторон, которые я слушал, в том числе в Карабахе и на Балканах.
- Вы подтверждаете, что абхазы расстреливали грузинских пленных во время войны?
- Что касается расстрела пленных, на войне происходило всякое, но сегодня, разговоры об этом вызовут только волнение. К сожалению, я на этой войне видел много ужасов.
- Для чего абхазской стороне нужна сейчас подобная кампания?
- Я не вижу кампании. Это только эпизод, который вспомнил один человек. Признаков кампании пока нет. Вместе с этим, он положительно описывает действия грузинских коллег и вспоминает правду.
Беседовала Екатерина Момцелидзе.