Новые власти Грузии должны осознать, что пришло время заканчивать иллюзии в отношении Абхазии, и пора действовать прагматично, считает известный абхазский общественный деятель Беслан Кобахия, сообщает «GHN».
О том, как в Сухуми относятся к новым властям Грузии, почему в Грузии должен появиться новый Де Голль, какие перспективы могут возникнуть после признания независимости Абхазии, как долго российские войска будут в Абхазаии, и многом другом, Беслан Кобахия рассказал в интервью «GHN».
- Беслан Валерьянович, в Грузии новый президент и новая власть, какие ожидания существуют в абхазском обществе, в отношении новых властей Грузии.
- Я вам честно скажу что, новости из Грузии, не являются приоритетным для Абхазии, поскольку в Абхазии много внутренних новостей, которые гораздо больше беспокоят наше население. Тем ни менее, мы все таки смотрим, что происходит в Грузии. Но оценка такая - на самом деле впервые в Грузии произошла мирная смена власти, это все еще сопровождается не только сменой власти, а сменой как бы управленческой структуры. Грузия реально становиться парламентской республикой. И третий момент, на который я бы обратил внимание: происходит следующая вещь - собирается уходить в отставку самый влиятельный политик, Бидзина Иванишвили, который уступает место молодому политику. И не знаю к чему может привести это все вместе, но, думаю, что все будет нормально и хорошо. Но, любая власть, она опирается, как бы на какие-то традиции, а традиции - они создаются с течение времени. За последние 25 лет, та традиция, которая была создана, в политической жизни Грузии, она - мягко говоря, как бы не восхищает, но будем надеется что то - что происходит сегодня, это начало новой какой-то хорошей традиции, парламентской страны, где будет безболезненно переходить власть от одного человека к другому.
- Беслан Валерьянович, как вы прокомментируете заявление новоизбранного президента Грузии Гиоргия Маргвелашвили о том что Грузия построить такое общество, что абхазы и осетины сами захотят в нем жить?
- Вы знаете, я бы хотел уберечь нового руководителя Грузии, если конечно он нуждается в моих советах, так сказать. Пора закончить с иллюзиями, надо начать действовать прагматично, и мыслить прагматично. Уже более 20 лет, Абхазия является независимым государством, и она выбрала свой путь развития - то есть построение демократического государства. Это не означает, что абхазское государство является как бы вражеским для грузинского государства. Абсолютно нет. Это решение было принято абхазским народом, подтверждено референдумом, и полностью соответствует международной практике самоопределения народов. В этом случае, абхазский народ выбрал свой путь, и более 20 лет идет по этому пути. Строит свою государственность, выросло уже новое поколение людей, которое выросло именно в этой парадигме, ничего другого они не знают, и это государство наши молодые не уступят никому. И речь идет не только о Грузии. В окружающем мире ест много рисков для нашего государства, но самое главное что абхазские граждане верят в свое государство. Вот поэтому мне кажется, было бы гораздо прагматичней, со стороны властей Грузии, закончить вот эту нашу трагическую историю последних 25-30 лет, перевернуть эту страницу, и попробовать начать выстраивать отношения на новой основе, которые будут опираться на нынешнюю реальностью. А реальность такова - есть независимая республика Абхазия, и есть независимая республика Грузия. Значит надо подписывать соглашение между собой, и развивать отношения между собой. И если это будет сделано на равноправной основе, это может стать импульсом для воссоздания новых отношений - уважительных, добрых по отношению друг к другу.
- Грузия развивается. У нас повысился уровень жизни. Так или иначе, мы продвигаемся вперед. В следующем году, мы ожидаем оформления соглашения об ассоциированном членстве с Евросоюзом. Существует часть абхазского общества, которая пользуется всеми благами, которые предлагает им Грузия (они приезжают сюда, отдыхают здесь, лечатся, учатся). Если численность этой части будет расти, и они захотят жить с Грузией, пойдет ли руководство Абазии против воли своего народа?
- Я не знаю, на какие вы опираетесь факты, но единичные случаи конечно есть. Все таки сегодня наш мир настолько глобализирован, естественно, что какие-то люди ездят в Грузию, и из Грузии какие-то люди приезжают в Абхазию. Но это как бы единицы. Один два, пускай десяток, пускай даже сотня человек, но, в общем смысле, я вам передаю настроение абхазского народа. Абхазский народ, совершенно не собирается враждовать с кем либо в этом мире. Мы дружим и общаемся с теми, кто нас признает. Вот вы посмотрите, какие отношения у нас выстроены с Российской Федерацией, казалось бы огромное государство - 140 миллионов человек, и маленькая Абхазия - где-то 300 тысяч человек, которые сегодня у нас проживают. Между тем, уже подписано более 80, около 100 (боюсь соврать), межгосударственных соглашений, которые регулируют все области отношений между двумя странами. Периодически возникают какие-то вопросы, в ходе развития отношений, но все они решаются за столом переговоров. А сами переговоры всегда проходят в абсолютно конструктивном русле, без всякого антагонизма, и решения находятся. Вот такой пример сегодня подает Российская Федерация. Но почему бы нам не выстроить такие же отношения, между Абхазией и Грузией. У нас действительно много уз связывающих наши народы, но, к сожалению, все эти узы не сыграли 20 лет назад, когда войско Госсовета Грузии, вошли в Абазию и начали уничтожать мирное население. Вы понимаете, нельзя вот так просто войти, поубивать огромную кучу людей, вся Абхазия была 20 лет назад превращена в кладбище, уничтожить всю экономику...
- Мы сейчас не говорим о войне, давайте не будет вникать в эти вопросы...
- Я просто хочу привести к конструктиву. Я считаю, что никакого другого выхода, кроме признания независимости Абхазии, сегодня нет. Этот шаг должен сделать смелый политик, смелый человек, и если проводить аналогию, в Грузии должен появиться политик масштаба Де Голля, который в свое время отказался от притязаний на Тунис, Ливию (если не ошибаюсь). И начал проводить новую политику. В итоге это стоило ему поста президента, но жизнь показала правильность выбранного направления. Сегодня никакого антагонизма между африканскими странами, которые когда-то были колониями Франции - не существует. Мне кажется, такого уровня политик, должен обязательно появиться в Грузии, потому что это то - что сегодня диктует время. По-другому, мы просто не сможем выйти из событий 20-летней давности.
- Как вы видите, современный мир отказывается от признания независимости Абхазии. Что вам дало признание со стороны России, если у простого населения в Абхазии, нет возможности наслаждаться всем тем, что сейчас существует или же происходит в современном мире. Весь мир для вас - это Россия?
- А почему вы считает, что у Абхазии нет возможности воспользоваться всем тем, что происходит в современном мире? У вас какие-то неверные представления о современной жизни в Абхазии. Как раз таки наоборот, у нас отрыты все дороги в этом мире, мы везде выезжаем, мы везде бываем, и единственное государство, которое, периодически, пытается нам помешать, это к сожалению Грузинское государство, я могу даже перечислить некоторые вещи, которые совершенно не соответствуют облику современного, демократичного государства. Я имею ввиду, то что нашим студентам периодически пытаются не дать визы, для получения обучения в хороших европейских вузах...
- Это как раз о том, что я говорила...
- Какие-то культурные мероприятия мы проводим, а Грузия - все время препятствует. Помню, 2 года назад, у нас было мероприятие в Германии, тогда посольство Грузии в Германии, и МИД Германии, попытались помешать этому мероприятию. Но немцы тогда сказали, что они являются свободной страной, и сами принимают решение, и т.д.. Наши многие больные люди, которые пытаются выехать в какие-то европейские клиники, к сожалению, у них тоже возникают препятствия, по причине того, что Грузия заявляет протест, и т.д... Детские коллективы в Болгарии выступали, в Турции не дали им выступить, все это не видит к сближению позиций Абхазии и Грузии. Наоборот - это нас отталкивает друг от друга. Мне кажется, что гораздо конструктивнее было бы закончить всю эту историю. Подписать мирное соглашение и начать развивать отношения. Вы даже не представляете, какие возможности в этом случае откроются и для Грузии и для Абхазии. У нас же территория примыкающая к границе - это Ингури ГЭС. Вы не представляете сколько есть коммуникаций вокруг этого. Это и автомобильная дорога, это и железная дорога, и сама Ингури ГЭС, и порты - и Потийский, и Сухумский. Есть возможность развития Очамчирского порта, есть возможность начать реализацию проекта дороги на Северный Кавказ. Ведь это масштабные инвестиционные проекты, которые можно будет задействовать только в случае, если мы с вами сможем выйти из тупика в наших отношениях. А выход - только один - взаимное признание, и подписание мирного договора, и подписание договора об экономическом взаимодействии. И в этом случае открывается масса возможностей, для создания даже десятка тысяч рабочих мест, в чем остро сегодня нуждается и Абхазия и Грузия.
- У меня к вам вопрос, как к истинному патриоту Абхазии. Насколько для вас, и таких же патриотов как вы, приемлемы военные базы России, все ее военные городки, которые она строит для своих военнослужащих и их семей на абхазской земле. Создается впечатление, что Российские войска собираются остаться в Абхазии навсегда... Это вам нравиться?
- Я вам хочу сказать - все, что сегодня происходит в Абхазии, это результат как раз таки тех событий, которые были 20 лет назад - это первое. И второе - помимо интересов Абхазии и Грузии, существуют и геополитические интересы и крупных держав, я имеют ввиду и Россию, и Европейский союз, и Соединенные Штаты, и ничего удивительного в том, что здесь сосредоточились интересы всех этих держав - нет. И абхазы сегодня действуют так как они могут действовать в этой ситуации. У нас практически, другого выхода то и нет. Ведь сегодня Российская Федерация является государством, которое обеспечивает безопасность населения Абхазии. А а если вы спросите что дало РФ признание Абхазии? Я думаю, и наверное так и есть, это ей дало возможность легально размесить свои войска на территории Абхазии на основании военного соглашения с правительством республики Абхазия.
Думаю, что эти базы, которые там стоят, абсолютно не направлены против республики Грузия. Эти базы, решают абсолютно другую глобальную задачу, они обеспечивают безопасность Российской Федерации. Все таки существует НАТО, противостояние в СНГ и соперничество в этом регионе продолжается, и ничего удивительного в этом нет. А наша с вами задача, выстраивать отношения таким образом, чтобы это было выгодно и для Грузинского государства, и для Абхазского государства. И не надо пытаться видеть в этом трагедию. Сложилось так, как сложилось. А нам с вами, очень важно выйти на нормальный уровень отношений между собой. Вы поймите одну простую вещь, в глобальном мире, может быть мы мало что значим - Абхазия и Грузия, но если мы сможем выйти из тупика в наших отношениях, это повлечет изменение обстановки на всем Кавказе в целом. И ситуация полностью измениться. Вот это вот поймите. И тогда и Грузия и Абхазия, будут выглядеть совершенно по-другому.
- Один из главнейших вопросов для абхазского общества - сохранение абхазской самобытности, этноса и языка. Мягко говоря, довольно тесные связи с Россией, не грозят ли для маленького народа ассимиляций и исчезновением. Как вы смотрите на это?
- Проблема сохранения абхазского языка и самобытности, существует давно, и будет существовать все время. И это абсолютно не зависит от того что влияет на это - Российского государство, или Грузинское государство, или другое. Ибо трагедия 19 века, когда 90% абхазского населения было вынуждено покинуть свою родину, отголоски этой трагедии, чувствуются и по сей день. Но у нас сегодня есть главный инструмент, для того чтобы мы не пропали в этом мире, и этот инструмент называется - Абхазское независимое государство. Мы сегодня поддерживаем политику того, чтобы начать репатриацию. Потихоньку, люди кто хочет, возвращаются. И Абхазское государство, в силу своих скромных возможностей, пытается создать нормальные условия для тех людей, которые возвращаются. Это первое.
Второе. В условиях нынешнего мира, совсем не обязательно собрать в Абхазии всех абхазцев. Нет такой задачи. Так же как и нет задачи собрать всех грузин в Грузии. Но каждый грузин, и каждый абхаз, должен иметь право на то, чтобы быть гражданином своей страны. В нашей конституции зафиксировано, что любой этнический абхазец, имеет право получить абхазское гражданство. Мы идем по этому пути, естественно рисков для нашего народа много, но я почему то думаю, что при разумной внутренней политике, мы сможем преодолеть все эти трудности.
- Как вам представляются наши отношения, хоть в обозримом будущем?
- Я думаю, что рано или поздно, будет подписано мирное соглашение между нами, и будут развиваться нормальные отношения. Доведите пожалуйста до сведения грузинской общественности - мы не воспитываем в Абазии нашу молодежь в условиях ненависти к Грузии, и ко всему грузинскому. Мы просто строим свое государство. Это абсолютно нормально. Это наша цель, симпатичная, и я считаю, что любой народ, который борется за самобытность, заслуживает симпатию. Нам надо заканчивать эту историю. Другого пути не существует, другие варианты, которыми обманывали народ Грузии бывшие правители, и создавали какие-то ненужные иллюзии, говоря им, что в свое время все измениться - ничего не измениться. А для того, чтобы изменилось, нужны кардинальные вещи. Кардинальные вещи это - первое: осуждение войны, которая произошла в 92-93 годах, и оценка ее как преступления против абхазского и грузинского народов. Это мое твердое убеждение. Второе: я бы рекомендовал провести судебное заседание в Грузии, и осудить тех, кто принимал решение о вводе войск в Абхазию. И третье: я думаю, что война началась из Тбилиси, когда принималось решение о вводе войск в Абхазию, и поэтому война должна закончиться там же, в Тбилиси, на заседании парламента, который должен принять соответствующие решения. А дальше, если это будет сделано, из этого уже вытекает признание независимости Абхазии, и подписание с ней, всех общепринятых соглашений.
- Вы сказали, что молодежь в Абхазии не воспитывается с ненавистью к Грузии, и в принципе Абхазия открыта для сотрудничества. Но я, к примеру, как простой гражданин Грузии, никак не могу попасть в Абхазию, ни по личным, ни по профессиональным делам. У меня нет возможности приехать. Я же не еду с автоматом. Я еду с ручкой и бумагой. Что это за политика такая?
- Что бы вы понимали, не только этот вопрос, а практически все вопросы, человек который едет из Тбилиси, - этот вопрос рассматривается только с политической точки зрения. Это в тех условиях, когда мы с вами, находимся фактически в состоянии войны. Вы понимаете, мы спим спокойно всего 5 лет. Пока не было российских войск, наши абхазцы служили в армии, и посменно стояли на Ингури, и все это продолжалось 15 лет , с 1992 года. В этой ситуации, любое подобное заявление, о котором вы говорите, рассматривается именно с этой точки зрения. Ну а как только, мы обозначим, что все закончено, что это все в прошлом, признана независимость Абхазии, подписано соглашение о взаимоэкономическом сотрудничестве, все эти вопросы с политической сферы, переходят в гуманитарную. А вот после этого - ради Бога. Если мы дружим, если мы взаимно признаем друг друга, почему бы и нет. Естественно люди будут ездить из Грузии в Абхазию, и из Абхазии в Грузию. И это не будет восприниматься так, как воспринимается сегодня. Но к этому мы должны прийти.
Беседовала Екатерина Момцелидзе. «GHN».