Предприниматель из Николаева, общественный активист, участник Майдана, член «Народного ополчения» Давид Арахамия сегодня известен еще и как координатор волонтерского движения в поддержку армии. Он - автор «Народного проекта», который сейчас уже собрал и направил для потребностей украинских военных более 16 млн грн. Грузин по национальности, он шутя называет себя «грузинобандеровцем» и хочет получить украинское гражданство. Сегодня Давид Арахамия - собеседник корреспондента Укринформа.
- Вы стали советником председателя Николаевской ОГА по вопросам волонтерской деятельности. Отныне ваша работа будет более эффективной?
- Если до сих пор мы, волонтеры, можно сказать, соперничали с властью, в смысле, кто лучше поможет армии, то отныне должны перейти в формат координации усилий. Для меня это еще и больше возможностей обращаться за помощью. Ведь мы занимаемся оснащением Вооруженных сил техникой - тепловизорами, приборами ночного виденья, беспилотниками, системами управления боем и т.п. До сих пор у меня, как у гражданского человека, возникали определенные проблемы с доступом к информации, к воинским частям. Надеюсь, новый статус поможет решать эти вопросы.
Моя сегодняшняя миссия - систематизировать деятельность волонтеров. Ведь это небезразличные люди, которых в определенный момент переполнили эмоции, и они решили помогать - кто как мог. И это на первых порах было крайне необходимо. В настоящий момент начался следующий этап этого процесса. Мы уже создали всеукраинскую электронную базу поставок и заявок для армии. Это необходимо для того, чтобы четко понимать - кому и сколько чего нужно.
Например, есть какое-то воинское подразделение, которое опекают несколько волонтеров. Оно говорит всем, что нужно, скажем, 10 раций. В итоге привозят 50, в которых сейчас нет надобности. Потраченные деньги, причем немалые, можно было бы использовать более эффективно. Поэтому проблема дублирования в волонтерской деятельности существует.
- С другой стороны, это же свидетельствует, что общество просыпается и начинает помогать армии?
- Если сравнивать армию нынешнюю и ту, которая была еще 2 месяца назад, то разница в оснащении очень заметна. Однако к НАТОвским стандартам нам еще далеко. Все, что связано с войсками, стоит очень дорого. Взять хотя бы тот же БТР. Он один расходует около 100 литров горючего в час. Это 1600 грн, а сколько у нас этих и других машин, не говоря уже о самолетах. Война - это очень дорого.
Но мы можем помогать намного больше. Я сделал собственный соцопрос. На улицах Киева задал вопрос 40 прохожим: «Есть ли сегодня в армии кто-то из ваших близких или родных?». Оказалось, что только у 5% такие есть. А это значит, что многие еще не совсем понимают нынешние военные потребности.
Кроме того, скажем, у нас, в Николаеве, элементарно не хватает людей, которые бы сидели в палатках и собирали помощь. Не каждый пойдет в банк перечислять 100 или 50 грн. Есть у меня идея сделать единый волонтерский телефон, наподобие 565. Однако там есть проблема с налогами - из каждой гривни нужно заплатить 47 коп. Специальный Указ Президента освободил 565 от налогов, и деньги пошли по назначению. Если все волонтеры страны объединятся, то мы также можем выйти на Президента с просьбой освободить наш единый телефонный счет от налогов.
Не секрет, что волонтеры намного мобильнее государственной машины. Проблема еще и в том, что люди, которые перечисляют те же 5 грн, хотят знать, куда их истратили. Нужна обратная связь. Преимущество нашего волонтерского движения, в том числе и «Народного проекта», в том, что мы отчитываемся за каждую полученную копейку. Люди видят, на что они дают деньги, и охотно помогают.
- Вы по паспорту гражданин Грузии, но называете себя "грузинобандеровцем". А по духу вы кто?
- Конечно, украинец, и здесь альтернативы нет, хотя по паспорту я действительно пока еще грузин. Но по-грузински помню разве что нецензурщину. Я здесь живу уже более 20 лет, люблю эту страну и хочу сделать для нее все, что от меня зависит.
В 1992 году, в моем 13-летнем возрасте, мы с родителями приехали в Николаев. Убежали из Абхазии, куда нас пришли «спасать» уже известные и украинцам «зеленые человечки». Моя семья жила в замечательном городе Гагры, покинуть который пришлось за один день. Я только помню, что проснулся утром, и мне говорят, чтобы срочно собирался. Нас заталкивают в машину, и мы едем. В заднее стекло автомобиля я видел, как сзади нас дорогу перегородил танк и начал стрелять в тех, кто не успел проскочить.
- Знаю, что именно сейчас вы хотите получить украинское гражданство.
- Когда мы попали в Украину, то по тому законодательству я не мог получить даже разрешение на проживание. Это произошло только в 2005 году, когда у меня родился первый ребенок. После трех лет этого статуса, как того требует закон, я мог бы иметь гражданство Украины. Но это право предоставляет своим указом Президент, которым тогда стал Янукович. Поэтому я принципиально отказался. Сейчас опять вернулся к этому вопросу. Но, как оказалось, не все так просто, нужно время.
- Вы не планируете заняться политикой?
- Я аполитичен и останусь таким, несмотря на то, что стал советником председателя ОГА. Более того, меня даже несколько напрягает тот факт, что теперь меня будут считать близким к власти. На самом деле это не так. Скоро выборы, и мне, конечно, предлагают возглавить ту или иную политсилу. Но мне это не интересно и не выгодно с точки зрения того, чем я занимаюсь. Сегодня я могу обращаться к любой партии и просить помощь с чистой совестью. А если буду иметь тот или иной партбилет, то мне скажут - ты пиаришься, проси у своих.
- Как возникла идея «Народного проекта», который достаточно успешно работает и собрал для армии уже более 16 млн грн?
- Сам формат мы позаимствовали у американцев. Это называется краудфандинговая платформа. Правда, там у него другая цель. Мы же собираем средства на амуницию, обмундирование, технику для армии, медицинские программы. Я на сайте обнародовал собственный мобильный телефон. В день получаю около 300 звонков. Кое-кто меня не понимает. Но это имеет смысл. Только потому, что я поднял трубку и поговорил с людьми, у нашего проекта уже есть постоянные спонсоры, которые потратили на нужды армии более 400 тыс. грн. Это очень важно.
- Кому, в первую очередь, вы помогаете?
- В целом, наш проект общеукраинский, и мы помогаем тем, кто в этом более всего нуждается. Но в основном, тем бойцам, которые сегодня находятся в зоне АТО.
- Когда в Украине начались известные события, не возникала мысль оставить все и вывезти за границу семью, ведь такие возможности у вас есть?
- Я до войны в Украине много путешествовал. Около 150 дней в году был за рубежом. Конечно, где-то чище, где-то красивее, более приятный климат. Но, в конечном счете, ты там чужой. По моему мнению, Родина у человека - это не там, где он родился, а там, где стал личностью. Для меня - это Украина.
Когда я впервые побывал на Майдане, а это произошло за несколько дней до того, как в наших ребят начали стрелять, и увидел, как они с голыми руками идут на «роботов-полицейских», то был очень поражен. Это изменило меня изнутри. Я подумал, если они отдают свою жизнь за страну, так почему я не могу сделать то, что могу. Я по натуре организатор. Поэтому решил объединять вокруг себя людей и помогать: сначала Майдану, а сейчас уже армии.
- Слышала, у вас украли автомобиль, а затем вернули, узнав, как много вы делаете для безопасности Николаева?
- Да, было такое. Я был в НУК (Национальный университет кораблестроения - ред.) на встрече со студентами. Вышел - машины нет. Я и начал обзванивать всех знакомых, кто мог бы помочь. Информация дошла до похитителей, мне позвонили и сказали - сейчас машину пригонят. И действительно, приехал мужик, отдал машину и сказал: «Мы не думали, что это ваша, мы знаем, чем вы занимаетесь. Спасибо за вашу работу, Слава Украине!». Из этого я сделал вывод, что криминальные структуры также поддерживают единую Украину, хотя бы из соображений неконкурентоспособности. Ведь если, не дай Бог, здесь будут руководить россияне, то и порядки будут их, ростовские или еще какие-нибудь...
- По вашему мнению, гражданское сознание у жителей Николаева в последнее время изменилось?
- Конечно, и меня это очень радует. Я горжусь тем, что произошло в нашем городе, начиная с апреля. Когда в Киеве был Майдан, мне было стыдно за наш город, который поставлял туда титушек. Сейчас все по-другому. Николаев - это Украина, и многие люди работают над тем, чтобы так было всегда.
Справочно: Давид Арахамия, известен интернет-сообществу под псевдонимом Давид Браун, 35 лет, предприниматель, женат, имеет трех детей. Директор украинского филиала ІТ-компании Template Monster (США), автор «Народного проекта» в поддержку украинской армии.
Алла Мирошниченко, Николаев.
ukrinform.ua