Доходы бюджета в оккупированной Абхазии сократились, что привело к тревожной финансовой ситуации. Об этом де-факто президент оккупированной Абхазии Аслан Бжания заявил на встрече с членами так называемого парламента несколько дней назад. По его словам последние месяцы доходы бюджета были настолько низкими, что остаётся только возможность покрыть необходимые расходы, включая расходы на заработную плату, пенсии и здравоохранение. Бжания подчеркнул, что Российская Федерация приостановила финансирование инфраструктурных проектов на шесть месяцев и что многие проекты были отложены.
Бжания планирует поехать в Москву в конце июня, чтобы выяснить, почему Кремль уже не раскошеливается так, как прежде. Бжания говорит, что его правительство еще не получало финансирование от России на 2020 год. А в декабре 2019 года Кремль пообещал абхазам 4,5 миллиарда рублей (65 миллионов долларов).
После российско-грузинской войны 2008 года официальная Москва, наряду с оккупацией Абхазии и Цхинвали, проводит политику последовательной русификации и процесса неформальной аннексии. Российская Федерация контролирует политическую, социальную, культурную и экономическую сферы регионов де-факто. Она активно использует финансовую помощь для поддержания своего влияния. Однако теперь, когда абхазы остро нуждаются в помощи, Россия бросила их на произвол судьбы.
12 августа 2009 года была достигнута «договоренность» о помощи России в сфере социально-экономического развития Абхазии. 26 августа того же года было подписано идентичное «соглашение» с оккупированной Цхинвальской областью. Россия является крупным торговым и финансовым партнером для обоих оккупированных регионов. Однако, как признал сам Бжания, властям де-факто в Абхазии не удалось достичь целей, поставленных российской программой, то есть миллиарды рублей были растрачены так, что простые абхазцы ничего не получили. Россия также мобилизует финансы с помощью косвенных средств и использует федеральные предприятия и российские частные компании, такие как «Газпром». Финансы оккупированного Цхинвали во многом зависят от России, в то время как в Абхазии та часть бюджета, которая не связана напрямую с российскими государственными деньгами, заполняется за счет российских компаний.
Таким образом, Кремль полностью контролирует происходящие процессы на оккупированных территориях. На самом деле главная цель Кремля - сохранить рычаг влияния, а следовательно, и экономическую стабильность. Благосостояние простых абхазов имеет второстепенное значение для Москвы. Если какой-нибудь марионеточный «лидер» решит ослушаться, Путин всегда может остановить или сократить финансирование. Экономика де-факто Абхазии уже находится на грани гуманитарного кризиса, и если «русские деньги» исчезнут, даже призрачное благосостояние сведётся к нулю. Вот почему фактические лидеры Кремля знают, что добрую волю Москвы нужно лелееть и беречь.
«Президентство» Аслана Бжании совпало с периодом пандемии, когда у Кремля нет время думать об оккупированной Абхазии. Российские социальные сети и СМИ наводнены видеороликами врачей, рассказывающими о сложной ситуации в больницах России и отсутствии основных средств индивидуальной защиты. Число тех людей которые работают в области медицины и заразились коронавирусом, очень высоко, плюс медикам не платят обещанные надбавки. С ростом числа инфицированных людей российское здравоохранение фактически находится на грани краха, и бригадам скорой помощи в среднем даже требуется четыре дня, чтобы добраться до пациента.
Финансовая картина тоже не очень лицеприятная. Экономика России во многом зависит от нефтяного сектора. В результате пандемии коронавируса падение цен на нефть обесценило российский рубль. Российские эксперты говорят, что экономика России находится в рецессии. Проблемы были и до пандемии коронавируса. Эксперт Владимир Гимпельссон предполагает, что уровень безработицы в Российской Федерации повторит рекорд 1998 года, что ухудшит финансовый климат. Согласно недавнему исследованию влиятельного центра Levada, число людей в России, которые готовы выйти на улицы и присоединиться к протестам, возросло на 28% за последние полтора года. Российские эксперты также говорят про падение рейтинга ВладимираПутина.
Учитывая эти факторы, интересно посмотреть, сколько времени и ресурсов останется у "Матушки России" для оккупированных регионов Грузии. Тем более что в 2014 году, когда Россия попала под санкции Запада и цены на нефть упали, Кремль значительно сократил свою финансовую помощь Абхазии.
Като Гоциридзе