Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель предложил назвать санкционный режим за нарушение прав человека именем российского политика Алексея Навального.
Он ещё раз отметил, что мир призывает Россию расследовать преступление, совершенное против оппозиционера Навального. Напомним, Алексей Навальный летел из Томска в Москву, когда почувствовал себя плохо. Несколько недель он находился в коме, но благодаря немецким врачам смог выжить. В данный момент политик, вышедший из комы, все еще проходит лечение в немецкой клинике «Шарите».
Правительство Германии заявило, что три независимые лаборатории подтвердили наличие следов вещества группы Новичок в биологических материалах Навального. Это лаборатории Германии, Франции и Швеции. Эти биоматериалы также изучаются Организацией по запрещению химического оружия (ОЗХО).
Западные страны призвали Россию начать расследование отравления деятеля оппозиции и наказать виновных в применении химического оружия. В противном случае Запад намекает о введении новых санкций в отношении Российской Федерации. Однако Кремль отрицает, что Навальный отравлен, и заявляет, что Германия пока не предоставила никаких соответствующих данных. В то же время Институт фармакологии и токсикологии Бундесвера, обнаруживший следы «Новичка» в биоматериале Навального, объяснил, что не может передавать какие-либо сведения третьей стороне из-за секретности. «Мы вновь призываем к тому, чтобы Россия прокомментировала произошедшее. Мы находимся в тесном контакте с нашими европейскими партнерами в отношении дальнейших шагов», — говорится в заявлении кабмина ФРГ.
Несмотря на четкие заявления мировых лидеров, министр внутренних дел Колокольцев, официальный представитель президента Дмитрий Песков, министр иностранных дел и другие российские официальные лица не усмотрели ничего криминального в том, что случилось с Навальным. Постпред России при ООН Василий Небензя не нашел повода для начала расследования инцидента. То есть, на сегодняшний день расследование отравления Навального в России даже и не начиналось. Нет потерпевших, подозреваемых, свидетелей, следственных документов или официальных экспертиз. Кремль перешел на режим глухой защиты перед международным сообществом и задействовал пропаганду в отношении внутренней аудитории. Этой аудитории говорят о новой волне русофобии в мире, о том, что Россию опять напрасно «очерняют» враги и так далее. Часть населения этому верит, другая часть обсуждает очередное возмущённое заявление Захаровой или Пескова. В МИД России возмущены тем, что немцы не делятся результатами своих исследований с русскими, а с британцами сотрудничают абсолютно открыто. На самом деле ситуация намного проще - МИД России расстроен тем, что его не информируют о результатах анализов, но при чем тут МИД, разве это следственный орган? А сам следственный орган просто не приступает к расследованию произошедшего ... Кроме того, пациент находится в немецкой клинике, и немецкие врачи имеют полное право сотрудничать с теми, с кем считают нужным - например, с членами семьи пациента, родственниками, друзьями ...
Немцы решили передать биологический материал Навального Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) и поступили правильно, потому что заподозрили, что человек был отравлен запрещенным ядовитым веществом. России будут заданы соответствующие вопросы тогда, когда будет соответствующий протокол Организации по запрещению химического оружия.
Несколько дней назад немецкий химик Марк-Майкл Блум, офицер подразделения химической защиты бундесвера, дал интервью «Новой газете». В 2018 году Блум возглавил лабораторию ОЗХО, которая расследовала нападение на Сергея Скрипаля и его дочь. Он придает большое значение привлечению к расследованию Организации по запрещению химического оружия, ведь независимо от того, на территории какой территории применяется отравляющее химическое оружие, данное преступление обязательно подпадет под юрисдикцию этой организации. Блум говорит: «ОЗХО может вступить в игру, если получит запрос от любого члена организации. Если организация вмешается, дополнительный анализ биоматериала Навального будет проведен еще как минимум в двух лабораториях.”
К этому времени Навальный чувствует себя лучше, его друзья празднуют его спасение, а Кремль изобретает тысячу уловок, чтобы уйти от ответственности, как это уже не раз делал раньше. Однако, как указывает д-р Блум, если ОЗХО будет заниматься этим делом и так много беспристрастных лабораторий выявят использование Новичка, прецедент отравления оппозиционера российскими властями будет окончательно подтвержден. В этом случае Кремлю не помогут даже циничные высказывания Захаровой или Пескова.
Реваз Куртанидзе