Оккупированная Абхазия обратилась с заявлением в Государственную Думу России и выразила готовность участвовать в проекте по открытию железнодорожного сообщения между Россией и Арменией через оккупированный регион.
Вопрос о железной дороге не является новым. Он периодически возникает во время обсуждения торговых коридоров в рамках российско-грузинского соглашения 2011 года. Эти коридоры позволят Армении использовать Рокский тоннель или Абхазскую железную дорогу в качестве альтернативного маршрута к Верхнему Ларсу.
Что об этом думают в Грузии? Какие экономико-политические выгоды или проблемы это принесет Грузии? С этими вопросами Report.ge обратилось в Центр исследования транспортного коридора Грузии.
Как заявил президент центра, эксперт HUB Georgia и специалист по логистике Паата Цагареишвили, эта инициатива экономически невыгодна для Грузии. Из четырех заинтересованных сторон (Армения, Грузия, Россия, Абхазия), Абхазия больше всего нуждается в железной дороге.
«Абхазия больше всего заинтересована в транзите, за ней следует Российская Федерация, которая стремится диверсифицировать грузовые потоки из Центральной Азии. Затем идет Армения, которая не хочет зависеть от Турции и Азербайджана.
Грузия – наименее заинтересованная сторона, поскольку армянский транзит на Запад и в российские порты пройдет через Грузию и без абхазской железной дороги. Во-вторых, возможности абхазского железнодорожного участка, даже в случае реабилитации, настолько малы, что не смогут превысить движение в направлении Армении.
Открытие железной дороги через Абхазию будет важно для Грузии только в одном случае: если грузопоток из России в Среднюю Азию через территорию Грузию составит не менее 5-8 млн. тонн в год. Это маловероятно, поскольку среднеазиатские грузы уже заняли свое место по следующему маршруту: через Россию, по каналу Волга-Дон или через российские порты Черного моря. Поэтому маловероятно, что эти грузы прибудут сюда.
Существует еще одна перспектива – переманивание грузов Ирана и Индии, что находится в интересах России. Это тоже политическая история.
Другими словами, если оставить в стороне политику, Грузии экономически невыгодно восстановление железнодорожного сообщения между Абхазией и Россией.
Этим мы привлечем дополнительные армянские грузы, которые итак ходят по данной магистрали. Следовательно, для нас это менее экономически выгодно. Наоборот, с большой долей вероятности, мы навредим нашим портам, поскольку потеряем грузы, идущие из России в Армению через наши порты», - заявил Report.ge президент Центра исследования транспортного коридора Грузии.
Позицию Центра исследования транспортного коридора Грузии полностью разделяет Клуб профессиональных железнодорожников Грузии.
По словам президента клуба Давида Гочава, вопрос абхазской железной дороги мотивирован политически, и не является ни экономически, ни политически выгодным для Грузии.
«Железнодорожной линии от Очамчира до железнодорожного вокзала Ингири вообще не существует, а то, что есть до Очамчира, находится в незавидном состоянии. Кто должен восстановить эту линию? После восстановления, какой груз должен курсировать по этой линии и в каком объеме, чтобы возместить расходы?
Эта линия функционировала в условиях плановой экономики СССР, т.е. обслуживала гарантированный грузопоток. Свободный рынок не сделает эту линию прибыльной, поскольку, с одной стороны, грузопоток будет недостаточным, а с другой стороны, у линии есть ограничения по части пропускной способности из-за сложного рельефа самой линии и того, что она одноколейная.
Далее, технический персонал, необходимый для эксплуатации железной дороги. Россия же должна нанять собственных людей? Ведь, у абхазов вообще нет железнодорожных специалистов и профессионалов, во всяком случае, достаточного количества для нормального функционирования линии», - заявил Report.ge Давид Гочава.