Несколько дней назад в сирийской столице Дамаске Патриарх Антиохии и всего Востока Иоанн X принял т. н президента оккупированной Абхазии Аслана Бжания. Антиохийский патриархат посвятил визиту Бжания ряд специальных постов в социальных сетях, назвав его «президентом независимой страны». Иоанн X также уверил Бжания, что Абхазия может надеяться на полную поддержку Антиохии в религиозных вопросах. Пока неизвестно, имеется ли в виду под поддержкой именно признание автокефалии Абхазской церкви, но наряду со всеми другими сферами, этот факт поможет России лучше контролировать и религиозную жизнь оккупированного региона.
Важно, что Антиохийский Патриарх является ярым сторонником Президента России. Он не раз благодарил Путина за его участие в сирийской гражданской войне. Для справки, эта война, в которой Россия играет важную роль, унесла жизни более 380 000 человек. Путин поддерживает «военного преступника» Асада, который вместе с россиянами даже применил химическое оружие против мирных жителей. Вспомним, что Антиохийский Патриархат называет Иоанна IX Патриархом Антиохии и Иверии, что означает принижение статуса Патриарха Грузии.
Канонически православный мир признает Абхазскую Церковь частью Грузинской Церкви. Однако Антиохийский Патриархат известен своими преднамеренными действиями против Всемирного Патриархата и связями с Русской Церковью. Напомним заявления отлученных от церкви российских священников о том, как Российский Патриархат заплатил Антиохии миллионы долларов за непризнание украинской автокефалии на Критском соборе.
По мнению богословов, даже если бы Антиохийский Патриархат признал автокефалию Абхазской Церкви в обход Константинополя, это все равно считалось бы незаконным. Но здесь есть важный политический аспект. Русская Церковь - один из инструментов Кремля, поэтому через Российский Патриархат могут проходить поручения Путина в Антиохийский Патриархат. А заявления Иоанна Десятого относительно абхазской церкви указывают на новый план Москвы.
Грузинские богословы считают, что признание Антиохией позволит России смелее действовать в оккупированной Абхазии. Более того, уже давно оккупационные силы пытаются стереть грузинские следы в регионе по всем направлениям, в том числе разрушая грузинские церкви. Конечно, все это меняет историю. Интересно, что Россия через Церковь стремится нарушить установленные нормы и порядок в православном мире, а также в международной политике.
Абхазская Церковь принадлежит Грузии и носит название Цхум-Абхазская епархия. После событий 1992–1993 годов этнические грузины были изгнаны из региона. Таким образом, грузинское духовенство не смогло остаться и контролировать епархию. Символично, что Сухумская епархия является родной епархией католикоса-патриарха всея Грузии Илии II, где он был эпископом до того, как стать патриархом.
Официально Русская Православная Церковь признает Абхазию канонической территорией Грузинской Православной Церкви, хотя Русская Церковь в лице Майкопско-Адыгейской епархии активно участвует в религиозных процессах в Абхазии. Архиепископ Майкопский и Адыгейский Тихон также периодически участвует в важных светских мероприятиях в Абхазии.
В настоящее время священнослужители обоих оккупированных регионов Грузии совершают хиротонию в соседних епархиях Московского Патриархата. В церквях Абхазии в молитвах упоминается Русский Патриарх Кирилл. На оккупированных территориях Русская Церковь действует с несколькими неканоническими церковными группами, включая «Аланийскую епархию» в Цхинвале, «Священную Митрополию» и «Православную Церковь Абхазии» в Абхазии. Несмотря на официальное непризнание, неофициально Русский Патриархат имеет полный контроль над церквями на оккупированных территориях.
Не секрет, что спецслужбы Кремля активно используют Русскую Церковь в своих целях. Россия оправдывает деструктивные действия за пределами своих государственных границ защитой российских граждан, в то время как Русская Церковь оправдывает защиту православных христиан. Русский Патриархат часто вмешивается во внутренние церковные разногласия в оккупированных регионах, но это дело Грузинской церкви. Под контролем церквей Московский Патриархат часто устраивает т.н. официальные встречи с де-факто правительственными чиновниками. Столь активное вмешательство в церковную жизнь Абхазии и Цхинвали на канонической территории Грузинского Патриархата происходит по циничной причине - защите православного населения. Сами российские священнослужители признают, что их действия часто являются незаконными, но заявляют, что они пытаются заполнить вакуум, образовавшийся из-за отсутствия на местах представителей грузинской церкви. Как иронично, не правда ли? В конце концов, ведь именно российские оккупационные силы запрещают грузинским священнослужителям въезд в незаконно оккупированные районы.
Прибытие Аслана Бжания в Дамаск и теплый прием Антиохийского Патриарха - часть большой картины, в которой Кремль использует даже самых священнослужителей и религию для проведения своей деструктивной политики. Восхищаясь Путиным, Иоанн X становится рупором Русского Патриархата, который в свою очередь подчиняется Кремлю. Таков, по сути, наш «единоверующий сосед», который использует важнейшую для грузин тему-веру, как инструмент политического давления. А пока Бжания зажигает свечу «мира и процветания в двух странах» в соборе Мариамит в Сирии, Россия, главный враг мира, строит новые планы против Грузии.
Гурам Вадачкория