В последнее время тема срыва сочинской Олимпиады в 2014 году становится все более обсуждаемой как в прессе, так и в различных структурах. Наиболее последовательным внешним противником проведения Олимпиады в Сочи российские СМИ вновь считают Грузию, сообщает «GHN».
По мнению автора статьи на сайте «Российский миротворец», для срыва Олимпиады в Сочи, одним из основных рычагов Грузия может стать тема «геноцида черкесов» и его признание. Им Грузия убивает сразу нескольких зайцев - подпортит имидж России на международной арене, обострит проведение Олимпиады в Сочи, даст своему патрону США еще один рычаг давления на Москву, создаст очаг нестабильности в регионе для последующего реванша.
Подобные предположения основаны на ряде причин. В первую очердеь по словам директора ФСБ Александра Бортникова его ведомство располагает информацией о готовящемся срыве Олимпиады-2014 в Сочи. Как сообщил Бортников, угроза совершения терактов становится фактором, который может оказать серьезное влияние на подготовку и проведение Олимпийских игр.
Глава ФСБ не конкретизировал, от кого исходят угроза срыва Олимпиады. По мнению экспертов, проведению Олимпиады могут угрожать международные террористические организации, такие как «Аль-Каида», и экстремисты с Кавказа. На борьбу с терроризмом выделяются значительные силы и средства, и российские спецслужбы уже обладают определенным опытом, чтобы противостоять подобным угрозам. Но как быть с угрозами, исходящими на государственном уровне?
Наиболее последовательным противником проведения Олимпиады в Сочи выступает Грузия. После августовской войны 2008 г. власти этой страны начали активную информационную кампанию, направленную на срыв Олимпийских игр 2014 года. Как заявил постоянный представитель Грузии в Совете Европы Зураб Чиаберашвили «мы получили от министра [МИД] инструкции и задание работать на международной арене над созданием максимального дискомфорта России и ее позициям на международных форумах и мероприятиях».
В августе 2009 года министр охраны окружающей среды и природных ресурсов Грузии Гоги Хачидзе выступил с обращением к Международному олимпийскому комитету (МОК) с требованием отобрать у России право на проведение Олимпиады. После того, как МОК отказался даже обсуждать вопрос о передаче права проведения Зимних олимпийских игр 2014 года другой стране, Грузия решила пойти по другому пути.
Президент Грузии М.Саакашвили понимает, что Олимпиада в Сочи будет косвенным свидетельством поддержки мировым сообществом России и ее политики на Кавказе, и поэтому стремится создать отрицательный имидж столице Олимпийских игр.
С этой целью грузинской стороной предпринимаются попытки максимально обострить ситуацию на Кавказе. За последнее время на грузино-осетинской и грузино-абхазской границах участились провокации с участием грузинских военных. Из приграничных с Грузией сел Южной Осетии и Абхазии регулярно поступают сообщения об угоне скота, обстрелах, появлении бронетехники вблизи границ. Подобные происшествия, по мнению грузинской стороны, готовят почву для обвинений в адрес Москвы в неспособности обеспечить безопасность проведения спортивного состязания международного уровня.
Помим этого Грузия развязала против России информационно-психологическую войну под лозунгами борьбы за права «угнетаемых Москвой» народов Кавказа. В первую очередь, речь идет и признании так называемого «черкесского геноцида».
Грузинский парламент намерен рассмотреть вопрос о признании якобы происходившего в XIX веке геноцида черкесского народа Российской империей. Подобная просьба содержится в резолюции, принятой на прошедшей в Тбилиси в марте этого года международной конференции «Сокрытые нации, длящиеся преступления: черкесы и другие народы Северного Кавказа между прошлым и будущим», организованной фондом «Jamestown Foundation» (США). В ходе научно-практической конференции ее делегаты приняли обращение к парламенту Грузии о признании геноцида адыгского народа.
В это же время представители черкесской диаспоры, проживающей в США, выступили с еще более радикальных позиций. По словам соорганизатора лоббистской группы «Нет Сочи-2014», в которую входят тридцать черкеских организаций США, Лизы Джаркаси, Олимпиада-2014 является «частью российской политики по уничтожению черкеской истории».
Несмотря на такую активность «защитников черкеской истории», вопрос признания «геноцида черкесов» Россией не стоит на повестке дня, поскольку события, происшедшие полтораста лет назад, ни в коей мере не подпадают под появившееся всего полвека назад международно-признанное определение подобных действий.
Одержав победу в кавказской войне 1817-1864, Россия была вынуждена переселить 4 адыгских народа, которые оказывали самое упорное сопротивление и проживали в наиболее опасных с точки зрения российской геополитики местностях. Побежденным адыгским народам был предоставлен выбор: переселиться в степную часть России с получением всех прав гражданства, либо переселиться на территорию давнего союзника черкесов - в Турцию. Те, кто решил остаться в России, получили равные права и равные условия жизни со всеми остальными подданными Российской Империи. Подобные события никоим образом не подпадают под определение геноцида, подразумевающего целенаправленное уничтожение народа.
Безусловно, войны во всем мире сопровождались значительными страданиями покоряемых коренных народов, уменьшением их численности, изменением их образа жизни и территории обитания. Но так было во всем мире, а не только в России. И если в этом контексте говорить о признании геноцида, то тогда Англия, Франция, США, Германия, Бельгия, Испания, Италия, Португалия, Голландия и Турция должны также покаяться за страдания, причиненные их предками. Как тут не вспомнить геноцид индейцев в Северной Америке, когда около 90% местного населения было уничтожено, а оставшихся согнали в лагеря-резервации. А может призвать к ответу Испанию и Португалию за поголовное истребление инков и ацтеков? Или Великобританию с ее колониальной политикой?
Участие в международной конференции, прошедшей в Тбилиси, Джеймстаунского фонда, в исполнительный комитет которого входит бывший директор ЦРУ Джеймс Вулси, объясняет, кто подкинул эту идею и кто хотел бы воспользоваться плодами грузинского признания «геноцида черкесского народа».
Для Грузии «геноцид черкесов» и его признание представляется довольно лакомым кусочком. Им она убивает сразу нескольких зайцев - Грузия подпортит имидж России на международной арене, обострит проведение Олимпиады в Сочи, даст своему патрону США еще один рычаг давления на Москву, создаст очаг нестабильности в регионе для последующего реванша.
Вот только прежде, чем строить такие амбициозные планы, Грузии не помешает вспомнить чем закончилась ее предыдущая авантюра в августе 2008 года, финансируемая также ее заокеанским партнером, и просчитать возможные последствия признания «геноцида черкесов». А последствия подобного решения вполне очевидны.
Во-первых, обидится соседняя Армения. Ведь она тоже ставит (и очень давно) вопрос о признании геноцида армян, который в отличии от «геноцида черкесов» обладает доказательной базой и признан многими странами мира и влиятельными международными организациям (в апреле этого года, Ассамблея тбилисских армян передала обращение к руководству Грузии с требованием признать Геноцид армян в Османской Турции 1915 года).
Недовольство армян в таком случае будет обоснованным и неизбежно приведет к серьезным проблемам в Джавахетии, области в Грузии издревле заселенной армянами. Из Джавахетии и так постоянно раздаются требования об автономии, федерации, местном самоуправлении, приравнивании армянского языка к грузинскому и т.д., - легко представить себе, что будет если эти требования начнут получать поддержку из Армении.
К проблемам с грузинскими армянами добавятся и проблемы с грузинскими азербайджанцами, проживающими в Борчалы - территории, граничащей с Азербайджаном, на юге Грузии, где количество азербайджанцев колеблется от 50% до 80%. До 2008 года все они, как правило, требовали от властей страны исключительно экономического равноправия, большего представительства азербайджанцев в органах власти и предоставления азербайджанскому языку статуса регионального. В 2008 году произошел перелом, и теперь к числу их первоочередных требований добавилось предоставление Борчалы автономии.
При определенном развитии событий, ситуация в Джавахетии и Борчалы вполне может пойти по пути еще одних Абхазии, Южной Осетии и Нагорного Карабаха.
Во-вторых, внутри самой Грузии вряд ли будут хорошо восприняты слишком активные попытки подружиться с соплеменниками тех, кто в 1992-93 гг. воевал в Абхазии против грузин (тогда абхазской стороне очень активно помогали черкесские добровольцы). Подобный раскол создаст все предпосылки для усиления оппозиции.
И в-третьих, Грузия должна будет распрощаться с последними надеждами «договориться» с Россией о чем бы то ни было. Одновременно увеличивается вероятность ужесточения подходов к решению «грузинской проблемы» со стороны РФ.
В этот список следует еще добавить реакцию мировой общественности, которая будет далеко неоднозначной. Конечно, США похвалят и новый кредит пообещают - но когда признанный международным сообществом военный агрессор и инициатор несостоявшегося геноцида целого народа начинает публично рассуждать о «массовом нарушении прав человека», это вызывает у всех только раздражение.
http://www.peacekeeper.ru/ru/index.php?mid=11587