115 лет со дня рождения Сергей Есенин - поэта, тонкого лирика, автора многих стихов и поэтических произведений исполняется сегодня З октября. «Я буду Вашим толмачом в России...» сказал Георгию Леонидзе, «самый русский поэт» влюбленный в Грузию...
«Всю свою жизнь он подчинил писанию стихов, - вспоминал Сергей Городецкий. - Все его выходки, бравады и неистовства вызывались только желанием заполнить пустоту жизни от одного стихотворения до другого».
Стихи Сергея Есенина предельно искренни. Его емкие и свежие образы - почти всегда художественное открытие.
«Самый русский поэт», как его доныне называют, был влюблен в Грузию и сказал Георгию Леонидзе: «Я буду Вашим толмачом в России...»
Свой последний год жизни Есенин встретил в Грузии, где несколько месяцев - с сентября 1924-го до конца февраля 1925-го прожил в Тбилиси и Батуми.
Ставшее истертым клише сравнение с «болдинской осенью» упорно напрашивается в связи с этими месяцами. Очевидно, что они ознаменовались мощным всплеском поэтической энергии, сгущенным творческим временем.
Тогда родились поэмы «Анна Снегина» и «Цветы», стихотворения «Капитан земли», «Стансы», «Русь бесприютная», «Письмо к женщине», «Памяти Брюсова», поэтические послания «К матери», «К сестре», «К деду», их воображаемые ответы и многое другое. В Батуми созданы одиннадцать стихотворений из цикла «Персидские мотивы».
Грузинская земля проявила новые интересы поэта. Сам Есенин с годами почувствовал настоятельную потребность высказаться в большой эпической форме. Именно в стихотворении «На Кавказе» прозвучало поэтическое самоопределение: «... созрел во мне поэт с большой эпической темой».
Приезд в Грузию был для поэта неслучайным. Есенин ощущал необходимость вырваться из круговорота, ставшего уже пагубным богемного образа жизни. Кавказ всей своей историей обещал одарить творческим подъемом. Строки, ставшие хрестоматийными, в те дни были откровением:
Издревле русский наш Парнас
Тянуло к незнакомым странам,
И больше всех лишь ты, Кавказ,
Звенел загадочным туманом.
Сергей Есенин родился в крестьянской семье 3 октября в 1895 году. За время с 1904 по 1912 год, когда Сережа учился в Константиновском земском училище и в Спас-Клепиковской школе, им было написано более 30 стихотворений, сборник «Больные думы». С 1912 года Сергей Есенин жил с отцом в Москве, и они вместе работали в магазине Крылова, через год Сергей устроился в типографию Товарищества И. Сытина помощником корректора, где познакомился с Анной Изрядновной, которая вскоре стала его женой.
Она вспоминала о нем так: «Только что приехал из деревни, но на деревенского парня не был похож - на нем был коричневый костюм, высокий крахмальный воротник и зеленый галстук. С золотыми кудрями он был кукольно красив... Настроение было у него упадочное - он поэт, никто не хочет его понять, редакции не принимают в печать, отец журит... Все жалованье тратил на книги, журналы, нисколько не думал, как жить...»
В 1915 году Сергей Есенин оставив Анну с маленьким ребенком, приехал в Петроград и сразу же отправился искать Блока. Александр Блок признал его «талантливым крестьянским поэтом-самородком», а его стихи - «свежими, чистыми, голосистыми». Этим Блок определил успех Есенина в северной столице. Сергей предстал перед петербургской интеллигенцией в образе наивного и простодушного деревенского паренька. Однако его близкий друг Анатолий Мариенгоф был другого мнения о нем.
Сергей Есенин снискал славу талантливого поэта, и стал заметной фигурой в петроградских литературных кругах. В одном из модных литературных салонов он познакомился с Зинаидой Райх, с которой обвенчался под Вологдой в церкви Кирика и Иулиты, во время их путешествия на Север: на Соловки и в Мурманск. Зинаида Райх родила от него двух детей: Татьяну (1918) и Константина (1920).
В 1918 году Есенин вернулся в Москву. Вместе со своим другом Мариенгофом они приобрели книжную лавочку на Большой Никитской, а затем «Стойло Пегаса» на Тверской. Через некоторое время Есенин попросил Мариенгофа помочь ему отправить Зинаиду обратно в Орел.
После разрыва с Зинаидой Райх, Есенин с легкостью относился к случайным встречам, он пил и скандалил в кабаках... Когда он был бездомен и бесприютен, в его жизнь ворвалась Айседора Дункан, американская танцовщица, приехавшая в Россию, чтобы открыть студию танца для девочек.
Айседора и Сергей при первой встрече сразу понравились друг другу. Мариенгоф рассказывал, что Есенин увидел Айседору на пирушке в студии Якулова. На ней был красный хитон, льющийся мягкими складками. Волосы были с отблеском меди, и ступала она легко и мягко.
Есенин написал о Дункан:
«Не гляди на ее запястья
И с плечей ее льющийся шелк.
Я искал в этой женщине счастье,
А нечаянно гибель нашел».
Она увидела Есенина и улыбнулась ему, когда Сергей преклонил перед ней колени, она окунула руку в его кудри и поцеловала в губы.
Айседора Дункан была талантлива, щедра, непосредственна и внутренне раскрепощена. Ее покорили трепетная нежность Есенина, детскость и незащищенность души поэта. Сергей Есенин напоминал ей погибшего сына, поэтому она одарила его не только женской, но и материнской любовью. Айседора была старше его на 18 лет. Она не говорила по-русски, а он не говорил по-английски, французски и немецки, на которых говорила она. Но они понимали друг друга.
Через некоторое время, после того, как советское правительство перестало субсидировать школу танцев Дункан, она решила поехать в Европу, чтобы найти там деньги. Для ускорения оформления визы для Сергея Есенина, они решили зарегистрировать свой брак. Есенину в Европе не понравилось.
О Есенине и Дункан сохранилось много воспоминаний современников. Эта пара шокировала, вызывала интерес и любопытство, порождала много сплетен и толков.
Из Европы они уехали в Америку, где оказались в центре внимания прессы. У Айседоры был контракт в США. После выступления она обычно выводила на сцену Есенина и представляла его публике как «второго Пушкина». Однажды на вечере у поэта Мани-Лейба, где Есенин читал главы из книги «Страна негодяев», разразился скандал. Выступления Айседоры Дункан в США стали невозможны.
В августе 1923 года Сергей и Айседора возвратились в Россию. Приехав в Москву, они нашли школу танцев в жалком состоянии. У Айседоры были еще чеки «Америкэн экспресс» примерно на 70 000 франков. Айседора потратила все, что у нее было, на школу. Это не понравилось Сергею - он хотел владеть всем и раздавать все друзьям.
Через несколько дней, Сергей исчез на несколько недель. Айседора думала, что с ним что-то случилось, но до нее доходили сплетни, что по ночам его видели с женщинами в ресторанах. Так продолжалось в течение несколько месяцев. Он возвращался к Айседоре только для того, чтобы выманить у нее деньги.
Айседора никогда не чувствовала по отношению к Сергею ни малейшего гнева. «Когда он возвращался, ему достаточно было броситься к ее ногам, как перед Мадонной, и она прижимала его златокудрую голову к груди и успокаивала его» - рассказывал друг поэта. Вскоре Сергей и Айседора расстались.
После Айседоры Дункан еще две женщины пытались спасти погибающего поэта. Вернувшись из заграницы, Есенин со своими сестрами поселился у Галины Бениславской, которая стала для Есенина близким человеком, другом и помощником, но не более, которой он признавался, что она для него настолько близка, «что и выразить нельзя».
Женой Есенина стала Софья Толстая, внучка Льва Николаевича Толстого, чем он очень гордился. Любовь Софьи к Есенину была нелегкой. Софья Толстая была истинной внучкой своего деда, даже обликом напоминала его. Эта женщина редкого ума и щедрого сердца, внесла в тревожную жизнь Сергея Есенина свет и успокоение. Но было уже поздно.
В конце декабря Есенин сбежал от Софьи из Москвы в Ленинград, не сказав ни слова.
«Кто я? Что я? Только лишь мечтатель,
Синь очей, утративший во мгле,
И тебя любил я только кстати,
Заодно с другими на земле», - написал в эти дни Сергей Есенин, прощаясь с Соней и прося у нее прощения.
Среди последних произведений Есенина - поэма «Страна негодяев», в которой Есенин обличал советскую власть. После этого на него началась травля в газетах, обвиняя его в пьянстве, драках и.т.д. Последние два года жизни Есенина прошли в постоянных разъездах - скрывался от судебного преследования.
В конце ноября 1925 из-за угрозы ареста ему пришлось лечь в психоневрологическую клинику. Софья Толстая договорилась с профессором П.Б. Ганнушкиным о госпитализации поэта в платную клинику Московского университета. Профессор обещал предоставить ему отдельную палату, где Есенин мог заниматься литературной работой.
Тем не менее, сотрудникам ГПУ и милиции стало известно, где скрывается поэт. За клиникой устанавливается наблюдение. 23 декабря Сергей Есенин вышел из клиники в группе посетителей и уехал в Ленинград. 28 декабря 1925 года его нашли в ленинградской гостинице «Англетер» повешенным на трубе парового отопления.
В последний день жизни, 27 декабря 1925 года, Сергей передал другу, поэту В. Эрлиху, стихи, который вспомнил о них утром, узнав о самоубийстве поэта, достал листок и прочитал:
«До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки и слова,
Не грусти и не печаль бровей, -
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей».
Когда Софье Толстой сообщили о смерти Есенина, она закричала, не хотела верить.
На Ваганьковском кладбище у могилы Сергея Есенина собрались его жены и возлюбленные: Анна Изряднова, Зинаида Райх, Галина Бениславская, Софья Толстая... Айседора Дункан прислала телеграмму. «...Его дерзкий дух стремился к недостижимому... Я оплакиваю его смерть с болью и отчаянием».
Через год Галина Бениславская застрелилась на могиле Сергея Есенина. В 1927 году в Ницце погибла Айседора Дункан.
Софья Толстая сохранила верность Сергею Есенину и старательно берегла все, что было связано с жизнью поэта, разбирала его архив, готовила к изданию его сочинения. Вместе с обручальным кольцом, она всю жизнь носила медное кольцо, которое поэт подарил ей шутя.
Подготовлено по материалом телеканала «Культура», издания «Великая Эпоха» ( The Epoch Times ) и статьи Марии Филиной «Я буду вашим толмачом в России...».